Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Тема искупления греха (по роману «Преступление и наказание»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Вся жизнь моя в грехах погребена

В. Жуковский

 

Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ко­торый исследовал в своем творчестве характеры людей, дове­денных до «безумия» неустроенностью жизни, своими оши­бочными теориями или обстоятельствами, в которых они ока­зались. Благополучные, уравновешенные люди писателя не интересовали. Человек, «стоящий на краю пропасти», дове­денный до отчаяния, интересует писателя своей психологией: что способствовало тому, что человек оказался на этой грани, как можно помочь ему, есть ли предел падению человека?

Достоевский — писатель-гуманист, поэтому решает все вопросы с этой позиции. Ему не столько надо изобразить падшего или доведенного до отчаяния человека, сколько создать некий «рецепт», помогающий этим людям сохранить или за­ново обрести достоинство, гордость, веру.

Так, в романе «Преступление и наказание» писатель исс­ледует психологию убийцы и его муки после свершения пре­ступления. Раскольников убивает, чтобы доказать себе — он «не тварь дрожащая, а право имеет...». Пренебрегая общепри­нятыми правилами морали, Родион Романович хочет дока­зать, что есть люди, для которых убийство — не преступле­ние, а достижение каких-то своих целей. К таким людям он первоначально относит и себя. Решив убить никчемную стару­ху-процентщицу, Раскольников надеется искупить свою вину «сотней добрых дел», отдав ее деньги нуждающимся. Но все это хорошо в теории, на бумаге, а в жизни происходит не так, как планировалось. Убийство старухи потянуло за собой вто­рое. Раскольников вынужден убить ее сестру Лизавету, вер­нувшуюся не вовремя домой и ставшую свидетельницей пре­ступления: «Среди комнаты стояла Лизавета, с большим уз­лом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру... Уви­дев его выбежавшего, она задрожала, как лист... но все-таки не вскрикнула и медленно, задом, стала отодвигаться от не­го... Он бросился на нее с топором... Она так и рухнула...»

Теория героя, созданная искусственно, терпит крах при первом же столкновении с реальной жизнью. Родион Романо­вич мучается и страдает из-за своего рокового поступка. Он поставил себя вне общества, вне закона и теперь не знает, как вернуться в круг людей, среди которых живет. Раскольников отвергает дружбу Разумихина, любовь матери и сестры; он боится их «испачкать» своим преступлением и только в Соне Мармеладовой видит товарища по несчастью, способного его понять.

Узнав о преступлении Раскольникова, Соня жалеет его, хо­чет облегчить его душу. Она предлагает ему покаяться, чтобы очиститься: «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрест­ке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

В разговоре с Соней Родион Романович признается, что убил не «старушонку, а себя». Но признаться и просить про­щения за содеянное он еще не хочет. Герой мечется, пережи­вает, доходит в своих страданиях до грани безумия, но со­знаться нет сил. Только поняв, что следователь Порфирий Петрович все знает, больше того, объясняет Раскольникову его собственные поступки и мотивы, психологическую основу преступления, доведенный муками совести до отчаяния, Рас­кольников является с повинной, тихо, с расстановками, но внятно выговаривая:

— Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил...

Но это не было еще покаянием, а лишь минутной слабо­стью, как думает о себе герой. Он сам строго судит себя, но «ожесточенная совесть его не нашла никакой ужасной вины... он стыдился, что погиб так слепо...».

Первоначально на каторге он чувствует лишь уязвленную гордость и только терпеливая Соня, ее любовь и забота возрож­дают Раскольникова к жизни. Это перерождение произошло незаметно даже для него самого. Родион Романович и Соня «хо­тели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были худы и бледны, но в этих больных и бледных ли­цах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресе­ния в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного за­ключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.