Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Особенности психологизма)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Социально-философский роман «Преступление и наказание» был на­писан в 1866 году. Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины XIX века, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и нравственные потрясения. Он создает книгу об обитателях темных уг­лов Петербурга, разорившихся дворянах и новой буржуазии. Содержание романа было продиктовано самой действительностью; в нем с особой силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского и его боль за поруганного и приниженного человека, обреченного на оди­ночество и страдания. В произведении отразился весь сложный и проти­воречивый путь внутренних исканий автора.

Достоевский использует следующие принципы изображения мира души своих героев: описание обстановки, где обитают герои, портрета, систему «двойничества», а также сны, монологи и диалоги героев, мимику и жесты персонажей.

Для описания обстановки у Достоевского характерна статичность. В основном описание места действия в «Преступлении и наказании» напоминает живописные картины. Весьма показательным здесь явля­ется описание комнаты старухи-процентщицы - одного из основных мест действия романа. Это как бы застывшая, неподвижная картина дома. Статичность описания Достоевским достигается благодаря ис­пользованию определенных синтаксических форм. Детали интерьера даются в перечислении, здесь отсутствуют глаголы действия, а отдель­ные фразы напоминают сухой канцелярский перечень вещей. И даже упоминание о том, что лампада горела, не придает картине живости, а, напротив, подчеркивает мертвенность обстановки. Такое описание дома Алены Ивановны указывает на черствость и мертвенность души самой хозяйки.

Также у Достоевского объем помещения органично связан с общим представлением о нищете героев. Его герои живут, в основном, в малень­ких помещениях. Автор измеряет жилища своих героев не в метрах, не в аршинах, а в шагах. Тем самым он подчеркивает крошечную величину помещений.

Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только «отпечаток» («снимок») ее греховности, ее искалеченной души и страда­ний, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сони-ных руках.

Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения. Все это отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. К мрач­ному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у главного героя тоже нет выхода. Для греховной жертвенности Сони и преступной гордыни Раскольникова такая среда естественна.

Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой ча­стью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощу­щение болезненности и затхлости всей жизни. Он как бы становится оболочкой, внутри которой формируется мировоззрение героев.

Изображая портрет героя, автор стремится раскрыть его внутренний мир, показать свое отношение к персонажу, к его характеру и поступкам. Именно с этой целью автор прибегает к такому приему, как двойное портретирование (описание портрета Раскольникова до преступления и пос­ле). Нередко уточнением, введением новых деталей в описание своих ге­роев автор добивается более глубокого раскрытия своего замысла.

Портреты героев неподвижны, описательны. Использование в порт­ретных описаниях глагола «быть» в прошедшем времени только усили­вает это впечатление.

У Достоевского основной художественной деталью являются глаза. Глаза у его героев - зеркало души. Изображение глаз Раскольникова, меняющееся по ходу развития действия, показывает изменения, происхо­дящие в его душе. Раскольников - молодой, полный сил человек, стремит­ся найти пути решения сложных жизненных проблем; но вот он решает­ся на преступление. Спокойный взгляд сменяется «воспаленным». Глаза «лихорадочно блестят». Наступает мучительный период раскаяния, тер­заний, угрызений совести, и взгляд Раскольникова становится «сухим, воспаленным, острым». Герой на грани катастрофы, его душа умирает, и это отражается в его «помертвевших глазах».

В портретных описаниях присутствует желто-зеленая символика. Это и Мармеладов «с отекшими от постоянного пьянства желтым, даже зеле­новатым лицом и с припухшими веками»; это и Порфирий Петрович: «пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тем­но-желтого»; и многие другие персонажи. Все это портреты людей обре­ченных и нездоровых. Причину их болезни Достоевский видит в их бед­ности, унижении, в их общественном положении. Персонажи Достоевско­го позволяют составить общий портрет жителя Петербурга на фоне его холодного, сырого климата и социальных проблем.

Важную роль в понимании психологии героев играет система «двойничества». При помощи «двойников» снижается, пародируется или от­теняется какая-либо сторона теории Раскольникова. Благодаря этому роман оказывается не столько судом над личностью, характером, психо­логией человека, сколько над русского действительностью 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления и заб­луждения.

В сопоставлении с умным, но ординарным Разумихиным видна незау­рядность личности Раскольникова, стремящегося к «всеобщности» реше­ния вопросов о бедности, нищете и несправедливости.

Деловой человек Лужин с его «экономическими теориями», оправды­вающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, от­теняют бескорыстие помыслов Раскольникова.

Рядом с «механическим человеком» Лебезятниковым, который, ни о чем не думая, поддерживает «самую модную ходячую идею, чтобы тотчас же опошлить ее». Раскольников с его выстраданной теорией оказывается живым, достойным сочувствия в своих исканиях и заблуждениях.

Свидригайлов - человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольникова «двойник», по­тому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений.

Достоевский также развивает идею искупления преступления страда­нием. В романе эта идея выражена через образ Сони. Мысль об очищении страданием как о пути нравственного совершенствования, избавления от зла лежит в основе мировоззрения самого писателя.

Так, сопоставление Раскольникова с другими героями тесно связано не только с психологическим, но и с философским смыслом романа.

Важнейшей особенностью психологизма являются сны, в которых так­же отражаются идеи и внутренние противоречия героя. Психология Рас­кольникова глубже всего отразилась в его снах.

В первом сне о клячонке рассказывается о том, как на глазах ребенка пьяные мужики насмерть забили старую лощадь. Этот сон - отражение мыслей о жестокости мира, о необходимости исправления его, но в то же время как бы указание герою на то, что насилие и жестокость недопусти­мы.

Второй сон является Раскольникову уже после убийства и посещения им помещения. Герой как бы наяву слышит, как квартальный надзира­тель избивает хозяйку квартиры, где он живет. Этот сон - отражение реальности.

Следующий сон Раскольников видит в болезненном состоянии. Ге­рою является странный человек, который назвал его убийцей. Раскольни­ков идет за ним, приходит в комнаты старухи-процентщицы и видит, что она жива. Попытки убить ее оказываются напрасными: старуха лишь смеется над ним. Смех Алены Ивановны и люди в ее комнате - это след­ствие страха перед наказанием и мысли Раскольникова о том, что «не старуху он убил, а себя убил».

Последний сон - результат размышлений о совершенном. Герою при­снилось, что появились трихины, заражающие людей. Каждый заражен­ный считал себя абсолютно правым, а остальных — неправыми. Люди ни в чем не могли согласиться друг с другом и в результате стали истреблять себе подобных. Этот евангельский сон Раскольникова имеет глубокое сим­волическое содержание. Писатель указывал на страшную опасность ин­дивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм и понятий, всех критериев добра и зла.

Таким образом, каждый сон Раскольникова отражает определенный этап его теории и внутренние переживания, связанные с ним.

Психология персонажа раскрывается и через внутренний диалог, когда в герое борются два противоречивых сознания. Внешне он имеет форму монолога. Примером такого диалога являются размышления Расколь­никова после его беседы с Порфирием Петровичем ( III часть). Герой рассуждает, кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий», и прав ли он в совершении убийства. Путем долгих и сложных размышлений герой приходит к заключению: «он убить-то убил, но переступить не переступил, на этой стороне остался». «Он не человека убил, а принцип убил ».

В этой же главе звучит диалог между Порфирием Петровичем и Раскольниковым. Здесь, как и во многих других диалогах, раскрывается ми­ровоззрение героя и выявляются основные принципы его теории «сверх­человека». Иногда в произведении диалоги принимают форму исповеди, когда сознание и мысли персонажа предельно открыты для собеседника.

Попутные авторские замечания также помогают понять состояние персонажа. В мимику и жесты героев вкладывается особый смысл: ду­шевные переживания отражаются и на внешности персонажей. Напри­мер, реакция Раскольникова на намерение Свидригайлова по отношению к обманутой девочке ( I часть):

- Эй вы, Свидригайлов! Вам чего тут надо? - крикнул он, сжимая кулаки и смеясь своими запенившимися от злобы губами.

Итак, подробное рассмотрение психологии людей через детали внешнего мира, двойное портретирование, диалоги, мимику и жесты раскрывает образы героев с разных сторон: выявляет, какие факторы влияют на фор­мирование личности и в чем проявляется глубина натуры отдельного человека.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.