Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины XIX века, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и нравственные потрясения. Он создает книгу об обитателях темных углов Петербурга, разорившихся дворянах и новой буржуазии. Содержание романа было продиктовано самой действительностью; в нем с особой силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского и его боль за поруганного и приниженного человека, обреченного на одиночество и страдания. В произведении отразился весь сложный и противоречивый путь внутренних исканий автора.
Достоевский использует следующие принципы изображения мира души своих героев: описание обстановки, где обитают герои, портрета, систему «двойничества», а также сны, монологи и диалоги героев, мимику и жесты персонажей.
Для описания обстановки у Достоевского характерна статичность. В основном описание места действия в «Преступлении и наказании» напоминает живописные картины. Весьма показательным здесь является описание комнаты старухи-процентщицы - одного из основных мест действия романа. Это как бы застывшая, неподвижная картина дома. Статичность описания Достоевским достигается благодаря использованию определенных синтаксических форм. Детали интерьера даются в перечислении, здесь отсутствуют глаголы действия, а отдельные фразы напоминают сухой канцелярский перечень вещей. И даже упоминание о том, что лампада горела, не придает картине живости, а, напротив, подчеркивает мертвенность обстановки. Такое описание дома Алены Ивановны указывает на черствость и мертвенность души самой хозяйки.
Также у Достоевского объем помещения органично связан с общим представлением о нищете героев. Его герои живут, в основном, в маленьких помещениях. Автор измеряет жилища своих героев не в метрах, не в аршинах, а в шагах. Тем самым он подчеркивает крошечную величину помещений.
Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только «отпечаток» («снимок») ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сони-ных руках.
Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения. Все это отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у главного героя тоже нет выхода. Для греховной жертвенности Сони и преступной гордыни Раскольникова такая среда естественна.
Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощущение болезненности и затхлости всей жизни. Он как бы становится оболочкой, внутри которой формируется мировоззрение героев.
Изображая портрет героя, автор стремится раскрыть его внутренний мир, показать свое отношение к персонажу, к его характеру и поступкам. Именно с этой целью автор прибегает к такому приему, как двойное портретирование (описание портрета Раскольникова до преступления и после). Нередко уточнением, введением новых деталей в описание своих героев автор добивается более глубокого раскрытия своего замысла.
Портреты героев неподвижны, описательны. Использование в портретных описаниях глагола «быть» в прошедшем времени только усиливает это впечатление.
У Достоевского основной художественной деталью являются глаза. Глаза у его героев - зеркало души. Изображение глаз Раскольникова, меняющееся по ходу развития действия, показывает изменения, происходящие в его душе. Раскольников - молодой, полный сил человек, стремится найти пути решения сложных жизненных проблем; но вот он решается на преступление. Спокойный взгляд сменяется «воспаленным». Глаза «лихорадочно блестят». Наступает мучительный период раскаяния, терзаний, угрызений совести, и взгляд Раскольникова становится «сухим, воспаленным, острым». Герой на грани катастрофы, его душа умирает, и это отражается в его «помертвевших глазах».
В портретных описаниях присутствует желто-зеленая символика. Это и Мармеладов «с отекшими от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками»; это и Порфирий Петрович: «пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого»; и многие другие персонажи. Все это портреты людей обреченных и нездоровых. Причину их болезни Достоевский видит в их бедности, унижении, в их общественном положении. Персонажи Достоевского позволяют составить общий портрет жителя Петербурга на фоне его холодного, сырого климата и социальных проблем.
Важную роль в понимании психологии героев играет система «двойничества». При помощи «двойников» снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона теории Раскольникова. Благодаря этому роман оказывается не столько судом над личностью, характером, психологией человека, сколько над русского действительностью 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления и заблуждения.
В сопоставлении с умным, но ординарным Разумихиным видна незаурядность личности Раскольникова, стремящегося к «всеобщности» решения вопросов о бедности, нищете и несправедливости.
Деловой человек Лужин с его «экономическими теориями», оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняют бескорыстие помыслов Раскольникова.
Рядом с «механическим человеком» Лебезятниковым, который, ни о чем не думая, поддерживает «самую модную ходячую идею, чтобы тотчас же опошлить ее». Раскольников с его выстраданной теорией оказывается живым, достойным сочувствия в своих исканиях и заблуждениях.
Свидригайлов - человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольникова «двойник», потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений.
Достоевский также развивает идею искупления преступления страданием. В романе эта идея выражена через образ Сони. Мысль об очищении страданием как о пути нравственного совершенствования, избавления от зла лежит в основе мировоззрения самого писателя.
Так, сопоставление Раскольникова с другими героями тесно связано не только с психологическим, но и с философским смыслом романа.
Важнейшей особенностью психологизма являются сны, в которых также отражаются идеи и внутренние противоречия героя. Психология Раскольникова глубже всего отразилась в его снах.
В первом сне о клячонке рассказывается о том, как на глазах ребенка пьяные мужики насмерть забили старую лощадь. Этот сон - отражение мыслей о жестокости мира, о необходимости исправления его, но в то же время как бы указание герою на то, что насилие и жестокость недопустимы.
Второй сон является Раскольникову уже после убийства и посещения им помещения. Герой как бы наяву слышит, как квартальный надзиратель избивает хозяйку квартиры, где он живет. Этот сон - отражение реальности.
Следующий сон Раскольников видит в болезненном состоянии. Герою является странный человек, который назвал его убийцей. Раскольников идет за ним, приходит в комнаты старухи-процентщицы и видит, что она жива. Попытки убить ее оказываются напрасными: старуха лишь смеется над ним. Смех Алены Ивановны и люди в ее комнате - это следствие страха перед наказанием и мысли Раскольникова о том, что «не старуху он убил, а себя убил».
Последний сон - результат размышлений о совершенном. Герою приснилось, что появились трихины, заражающие людей. Каждый зараженный считал себя абсолютно правым, а остальных — неправыми. Люди ни в чем не могли согласиться друг с другом и в результате стали истреблять себе подобных. Этот евангельский сон Раскольникова имеет глубокое символическое содержание. Писатель указывал на страшную опасность индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм и понятий, всех критериев добра и зла.
Таким образом, каждый сон Раскольникова отражает определенный этап его теории и внутренние переживания, связанные с ним.
Психология персонажа раскрывается и через внутренний диалог, когда в герое борются два противоречивых сознания. Внешне он имеет форму монолога. Примером такого диалога являются размышления Раскольникова после его беседы с Порфирием Петровичем ( III часть). Герой рассуждает, кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий», и прав ли он в совершении убийства. Путем долгих и сложных размышлений герой приходит к заключению: «он убить-то убил, но переступить не переступил, на этой стороне остался». «Он не человека убил, а принцип убил ».
В этой же главе звучит диалог между Порфирием Петровичем и Раскольниковым. Здесь, как и во многих других диалогах, раскрывается мировоззрение героя и выявляются основные принципы его теории «сверхчеловека». Иногда в произведении диалоги принимают форму исповеди, когда сознание и мысли персонажа предельно открыты для собеседника.
Попутные авторские замечания также помогают понять состояние персонажа. В мимику и жесты героев вкладывается особый смысл: душевные переживания отражаются и на внешности персонажей. Например, реакция Раскольникова на намерение Свидригайлова по отношению к обманутой девочке ( I часть):
- Эй вы, Свидригайлов! Вам чего тут надо? - крикнул он, сжимая кулаки и смеясь своими запенившимися от злобы губами.
Итак, подробное рассмотрение психологии людей через детали внешнего мира, двойное портретирование, диалоги, мимику и жесты раскрывает образы героев с разных сторон: выявляет, какие факторы влияют на формирование личности и в чем проявляется глубина натуры отдельного человека.
|