Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В одном из своих лучших романов - «Преступление и наказание» — Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным геро­ем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольниксва. Но необходимо четко различать смысл и мотивы совершенного главным героем убийства. Вот, например, в чем отличие социальных мотивов от социального смысла преступления Раскольникова. Соци­альные мотивы — это невыносимые условия жизни, в которые попал глав­ный герой, и мучительное сознание того, что не только он, но и тысячи других людей неизбежно обречены на раннюю смерть от голода и болез­ней, нищету и бесправие. Это общество, социум, который окружает юно­шу, отчасти и толкает его на убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. На ее деньги Раскольников хотел помочь бедным людям, «устроить сотни, тысячи добрых дел и начинаний». Это - один из моти­вов преступления - мотив социальный. А в чем же тогда социальный смысл преступления? Он в том, что человек, пойдя против совести и совершив преступление, уже не может жить как прежде в человеческом обществе. Поступок против совести без покаяния и искупления вины раз и навсегда, «как ножницами», отделяет личность от общества. Что и было с Раскольниковым до того, как он сознался и принял страдания для освобождения от своего греха.

Общество отвергло Раскольникова - это ясно и из того, как к нему относились каторжники в Сибири. Но они не принимали юношу не пото­му, что он убийца. Ведь на каждом из них лежало бремя тяжкого пре­ступления. Каторжники видели, что Раскольников не считает их достой­ными общения, что он вознес себя на невидимый пьедестал, с которого 334

презрительно оглядывает других. Но почему он так возвысил себя над окружающими? Причина в его теории, созданной и выстраданной им сис­темы идей, которая во многом и стала главной причиной преступления. Согласно теории, Раскольников делит всех людей на два разряда: одни (их большинство) молчаливо и покорно подчиняются установленным порядкам, никогда не восставая против него, а другие - «необыкновенные люди» (Наполеоны и Магометы) - смело восставали против существую­щего строя, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Рас­кольников решил, что должен доказать себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы». Убийство Алены Ива­новны Родион рассматривает как эксперимент. Эта теория и есть фило­софский мотив преступления. Всем своим произведением Достоевский опровергает идею Раскольникова.

Автор начинает опровержение с того, что Родиону не удался экспери­мент над собой, он не смог без угрызений совести переступить через кровь, даже «гадкой, никому не нужной старушонки». Раскольников приходит к выводу, что раз он не смог, он не Наполеон. Но и не «тварь дрожащая». Кто же тогда? Вот первый аргумент против его теории: ни одного челове­ка нельзя однозначно отнести к «властелинам судьбы» или к «тварям дрожащим».

Раскольникова начинают терзать угрызения совести (отражением этого можно считать и сны Родиона). Герой неверно полагает, что эти муки -признак душевной слабости и трусости, недостойный истинных «двигате­лей истории». Но он никак не хочет разувериться в своей теории, хотя она явно противоречит его гуманной сущности. Раскольников продолжа­ет считать свои идеи правильными, только он, к сожалению, не относится к «право имеющим». Отвергает свою теорию Родион лишь на каторге, когда юноша тесно сходится с простыми людьми и особенно с Сонечкой Мармеладовой. Раскольников начинает понимать, что все люди одинако­вы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помо­гая другим.

Религиозный же смысл преступления в том, что Родион Раскольников нарушил две главные заповеди: «не убий» и «не возгордись». Автор на примере своего героя показывает в романе, чем может обернуться это преступление. Гордыня всегда считалась одним из самых страшных гре­хов и каралась сурово - полным одиночеством. А покушение на челове­ческую жизнь каралось людьми смертью физической, а Богом - смертью духовной. И только страдания во имя искупления этих страшных грехов, искреннее раскаяние могли спасти несчастных грешников. Тогда дарует­ся им духовное возрождение, а, значит, и душевный покой.

Итак, философские, религиозные и социальные идеи автора слились в одной мысли: все люди одинаковы - нет высших и низших. Любой из нас может достичь счастья, покоя и духовной гармонии, если никогда не пой­дет против своей совести и общечеловеческих законов.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.