Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Социальный протест в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и нака­зание» был напечатан в 1866 году. Это роман о совре­менной России, пережившей эпоху глубочайших со­циальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли, раны времени.

Уже в самом начале этого произведения мы узна­ем, что его главный герой — бедный студент Расколь­ников «покусился» на какое-то дело, которое есть «но­вый шаг, новое собственное слово», что месяц назад у него зародилась «мечта», к осуществлению которой он теперь близок. «Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок». И вдруг услы­шанный в трактире разговор студента с офицером о «глупой, бессмысленной, ничтожной» старушонке-процентщице: убей старуху, возьми ее деньги, «обре­ченные в монастырь», — возьми не себе — для по­гибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость. Именно эта мысль и «наклевывалась» в сознании Раскольникова. Под­тверждением этому служит его статья «О преступле­нии».

Раскольников приходит к мысли о том, что во имя идеи, во имя справедливости пролитие крови может быть оправданным, даже необходимым. Посещение старухи-процентщицы только еще больше убеждает его в этом.

Холодно и беспристрастно пересказывает Расколь­ников свою статью Порфирию Петровичу. Но тот пони­мает: «В бессонные ночи и в исступлении она замыш­лялась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиаз­мом подавленным». Мысль Раскольникова рождается как ответ на действительность. Она развивается под влиянием обстановки, окружавшей главного героя ро­мана и подобных ему людей.

В романе уделено достаточно много внимания опи­санию этой обстановки. Родион Раскольников живет в «крошечной комнатушке», имевшей «самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду от­ставшими обоями». Эта комната, длиной в шесть шагов, к тому же «до того низкая, что чуть-чуть высокому че­ловеку становилось в ней жутко». Раскольников живет в каморке, «которая походила более на шкаф, чем на квартиру». Поэтому неудивительно, что лежа там ча­сами, он вынашивал в себе мысль об убийстве. «А зна­ешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!» — говорит он Соне. Не случайно и Мар­меладов в отчаянии говорит, что кроме распивочной ему некуда пойти. Ведь он живет в полной нищете. Комната десяти шагов длиной, в которой раскидано детское белье, где стоят два стула, ободранный диван, неукрашенный кухонный стол и кровать, отгороженная рваной простыней, — вот жилище семьи Мармеладо-вых.

Мрачен и сам Петербург. «...Духота, толкотня, всю­ду известка, леса, кирпич, пыль и... особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу» — так описы­вает Достоевский царившую в городе атмосферу.

Раскольников не может смириться с такой жизнью. Подлец тот, кто ко всему привыкает, все принимает, со всем смиряется. А не подлец — бунтарь, разрушаю­щий, сметающий все на своем пути. Это тоже элемент теории Раскольникова. Для необыкновенного, «непо­слушного» человека не существует преград. Поэтому он считает нужным во что бы то ни стало решиться хоть на что-нибудь, или... смерть. Но Раскольников хо­чет «действовать, жить и любить!»

И все-таки не собственная бедность, не нужда и страдания сестры и матери больше всего терзают Раскольникова. Его протест действительно можно на­звать социальным, потому что в его основе — сопере­живание горю сестры и матери, несчастью обесчещен­ной девочки, страданиям Сонечки и всей ее семьи. Это протест против нелепости их жизни, нищеты, порока, а также против слабости и несовершенства человека. Именно' поэтому принять этот мир равносильно для Раскольникова отказу от жизни. И единственный вы­ход главный герой романа видит в том, чтобы стать вы­ше этого мира, его морали, обычаев, преступить обще­признанные нравственные нормы. Идея Раскольникова состоит в том, чтобы «сломать что надо, раз навсегда». Поэтому он и спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?..»

Казалось бы, довольно логичная и хорошо выстро­енная теория. Но на практике она терпит крах, прино­ся мучения, страдания и в конце концов раскаяние главному герою романа. Тем самым Достоевский гово­рит, что не может зло, пусть даже по отношению к бес­полезной старухе, быть положено в основу благодеяния. Наказание за содеянное оказывается не менее страш­ным, чем само преступление — что может быть страш­нее страданий и мучений Родиона Раскольникова, осо­знавшего свою вину?

Проблемы, поставленные Ф. М. Достоевским в «Пре­ступлении и наказании», остры и актуальны в любое время. Социальный протест в романе — это протест и Раскольникова, и самого писателя, обвинившего об­щество, в котором стало возможно появление теории сверхчеловека. И именно то, что Достоевский разобла­чает эту теорию, говорит нам, что суть протеста писа­теля иная (не совпадает с мнением Раскольникова). Ос­новной идеей романа, как мне кажется, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на «нужных» и «ненужных», общест­во, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов — убийству, не может быть нравственным и ни­когда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.