Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Речевая характеристика персонажей «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевые характеристики персонажей. Каждый персонаж выделяется своей манерой говорить. Что же узнаем мы о герое Достоевского посредством речевой характеристики? Проследить это попробую на «Преступлении и наказании».

Речевая характеристика персонажей складывается из двух аспектов. Во-первых, из пояснений, которые даются самим автором сразу же после прямой речи и в которых речь персо­нажей характеризуется автором прежде всего с эмоциональной стороны. Например: «Э, черта еще этого недоставало, — бор­мотал он, скрипя зубами, — нет, это мне теперь... некстати... Дура она, — прибавил он громко». Или Раскольников «про­говорил нехотя и сурово». Или: «Это правда», — процедил Зосимов. «Врешь ты, деловитости нет», — вцепился Разуми-хин». Во-вторых, это собственно прямая речь: построение фраз, использование стилистически окрашенных слов, восклица­ния, междометия, повторы, типы обращений, использование различных частиц (типа -с: «Да, нумера-с», -то: «Алена-то Ивановна», -тко: «Приходите-тко» и т. д.).

В романе «Преступление и наказание» диалоги занимают центральное место. Именно в диалогах раскрываются харак­теры героев, их душевное состояние и мысли.

Важно то, что Достоевский высказывает свои мысли, свои идеи не через авторскую речь, а через речь своих героев. Он как бы проверяет истинность этих идей, заставляя своих героев вести «словесные поединки». Ведь роман Достоевского — это роман идей, и каждый герой является носителем определенной идеи, воплощением определенной темы.

Основная тема романа, как мне кажется, — борьба добра и зла. В диалогах Раскольникова с Свидригайловым проходит основное развитие идейной линии романа. Наиболее отчетливо идейная борьба проявляется в разговорах Порфирия Петровича и Раскольникова. Именно в речевой характеристике проявля­ется идея Порфирия и Раскольникова.

С Порфирием Петровичем Раскольников старается расчет­ливо и точно играть, но Порфирий, пожалуй, единственный персонаж романа, который до конца понимает Раскольникова. Порфирий пытается свести Раскольникова к его идеям. Досто­евский три раза сталкивает Раскольникова и Порфирия. В первом диалоге происходит столкновение идей. Раскольников и Порфирий как бы изучают друг друга. Порфирий начинает понимать, что Раскольников близок ему, и пытается вызвать Раскольникова на откровенность, в то время как Раскольни- ков, чувствуя, что Порфирий способен проникнуть в его тайну, стремится всеми силами «закрыться» и не дать Порфирию проникнуть в его идейный мир. Посмотрим, как это выража­ется в их речи.

Автор, характеризуя речь Порфирия Петровича, употреб­ляет такие выражения, как: говорит «с умишкой», «смеясь», «спокойно». Это говорит о том, что Порфирий чувствует неко­торое превосходство по отношению к Раскольникову, он внут­ренне спокоен, уравновешен и методично изучает своего собе­седника. Эти характеристики автора подчеркиваются самим построением речи Порфирия: она в основном правильная, плав­ная. В то же время нельзя сказать, что она эмоционально нейтральная. В ней достаточно много восклицаний. Иногда даже она прерывается:

«— Да зачем же стулья-то ломать, господа, казне ведь убыток! — весело закричал Порфирий Петрович».

«— Пожалуйте-е, напротив, на-а-против! если бы вы знали, как вы меня интересуете! Любопытно и смотреть и слушать... и », признаюсь, так рад, что вы изволили наконец пожало­вать...»

Однако эмоциональность речи Порфирия какая-то наиг­ранная. Он говорит подчеркнуто весело, раскованно, а на самом деле напряженно изучает Раскольникова. Своей веселостью он пытается, как мне кажется, усыпить бдительность Раскольни­кова и подтолкнуть его к непроизвольной откровенности. Его речь полна намеков, он как бы поддразнивает Раскольникова, пытаясь вывести его из равновесия.

«— И неужели в совершенном бреду? Скажите пожалуй­ста, — с каким-то особым жестом покачал головой Порфирий»..

Иначе построена речь Раскольникова. Первое, что броса­ется в глаза, — это оценка Раскольниковым своих слов и слов собеседника. Почти все его высказывания, а также многие высказывания Порфирия сопровождаются внутренними реп­ликами, в которых Раскольников как бы оценивает каждый отдельный шаг, отдельный этап беседы и прикидывает, как ему вести себя дальше.

«Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличение ли? — причитал про себя Раскольников». Или: «Знает! — промельк­нуло в нем как молния». «Глупо! Слабо! Зачем я это прибавил!»

Эти внутренние реплики подчеркивают напряжение Рас­кольникова, его страх перед Порфирием. Внешняя речь также довольно напряженна и натянута. Раскольников не принимает веселый тон беседы, предложенный Порфирием. Он отвечает ему сдержанно, опасаясь произнести лишнее слово, иногда — видимо, когда напряжение достигает высшего предела, — Рас­кольников пытается его скрыть развязной речью.

«— Надоели они мне еще вчера, — обратился вдруг Раскольников к Порфирию с нахально вызывающей усмешкой...» Об огромном внутреннем напряжении свидетельствует нелов­кость речи Раскольникова: «— Как это вы так заметливы?.. — неловко усмехнулся было Раскольников...»

Борьба за идею, начавшаяся при первой встрече, продол­жалась во второй встрече и завершилась в третьей признанием Раскольникова, то есть победой над ним Порфирия.

В последней встрече Порфирий снимает маску, в которой играл с Раскольниковым в предыдущих беседах. Он предлагает Раскольникову откровенный и серьезный разговор.

«— Я рассудил, что нам по откровенности теперь действо­вать лучше, •— продолжал Порфирий Петрович, немного от­кинув голову и опустив глаза, как бы не желая более смущать своим взглядом свою прежнюю жертву и как бы пренебрегая своими прежними приемами и уловками, — да-а, такие подо­зрения и такие сцены продолжаться долго не могут».

Это находит отражение и в речи Порфирия. Она становится более сбивчивой и прерывистой, это подчеркивает искренность его слов. Раскольников в начале встречи продолжает все так же оценивать ход борьбы, мы видим все те же внутренние реплики, он говорит как бы с оглядкой, но, поняв, что Пор­фирий все знает, Раскольников замолкает, и их диалог пре­вращается в монолог Порфирия, который лишь изредка пре­рывается репликами Раскольникова, показывая его реакцию на услышанное. Внутренние реплики Раскольникова на про­тяжении всего романа обращают внимание на одну особенность данного персонажа. Он не мыслит о явлениях, людях, а говорит с ними.

«Гм... Так, значит, решено уж окончательно: за делового и рационального человека изволите выходить, Авдотья Рома­новна...»

Именно поэтому в своей внутренней речи он нередко гово­рит за других, как бы споря с самим собой.

В тексте романа внутренняя речь героя занимает не мень­шее, а, может, даже и большее значение, чем речь, обращенная к людям, поэтому мы можем сделать вывод, что для Расколь­никова главным оппонентом является он сам.

Построение речи способно показать не только внутренний мир героя, раскрыть его идеи, душевное состояние, отношение к другим людям, но и показать или подчеркнуть какие-то иные черты, характеризующие личность, например умственное раз­витие, степень образования, социальное положение и т. д.

Ярким примером того, как речь характеризует умственное развитие человека, является короткая сцена у харчевни, в которой подчеркивается некоторая умственная отсталость Лизаветы.

Интересно, что Достоевский сначала характеризует персо­наж, а потом иллюстрирует данную характеристику диалогом.

«Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка...»

«— Завтра? — протяжно и задумчиво сказала Лизавета, как будто не решаясь...»

«— Аль зайти?..»

«— Хорошо, приду, — проговорила Лизавета, все еще раз­думывая, и медленно стала с места трогаться».

На живые и элементарные предложения мещанина Лиза­вета отвечала «протяжно, раздумчиво, как будто не решаясь».

Речь Сони подчеркивает ее набожность, смиренность перед Богом, верность религиозным принципам.

«— С Полечкой, наверное, то же самое будет...» — говорит Раскольников.

«— Нет! Нет! Не может быть, нет! — как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто ее ножом ранили. — Бог, Бог такого ужаса не допустит». Соня очень боится, что Полечка может пойти по ее пути, но она верит, что Бог не допустит этого ужаса. Или: « — А тебе Бог что за это делает? — спросил Раскольников». Соня долго молчала, как бы не могла отвечать.

«Молчите! Не спрашивайте! Вы не смеете!..» По-моему, в этих двух принципах очень ярко показано благоговение перед Богом.

Также речь характеризует некоторых персонажей и с точки зрения их образованности. Например, Лужин. Он получает наслаждение от звука собственной речи. Говорит правильно, последовательно (разговор о молодежи), старается показать свою ученость: «...спешили отрекомендовать о своих позна­ниях...»

Речь является важным показателем социального положе­ния героев. Достоевский дает яркие социальные характерис­тики практически всех персонажей романа, и эти характерис­тики иллюстрируются их речью.

Мармеладов говорит солидно, с достоинством. Маленький человек — тоже человек.

Речь Лужина нарочно вежливая, высокомерная, подчер­кивающая более высокое положение над Раскольниковым (из грязи в князи).

Таким образом, анализ речи героев романа показывает, что речевая характеристика является одним из наиболее важных способов раскрытия внутреннего мира героев, их душевного состояния, социального положения, умственного развития и т. д.

Достоевский умело пользуется этим приемом для написа­ния портретов своих героев. Можно сказать даже, что он в ряде случаев предпочитает этот способ описательному и поэтому строит свой роман в форме развернутой системы диалогов, где внутренняя речь сочетается с внешней, в репликах уточняются отдельные черты героев и показано отношение автора к своим героям.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.