Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Раскольников и его “двойники” в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Федор Михайлович Достоевский — великий пи­сатель-гуманист. Особенностью его творчества яв­ляется то, что он раскрывает социальные и фило­софские вопросы своего времени, глубоко прони­кая в духовный мир своих героев.

Одним из великих произведений Достоевского является роман «Преступление и наказание».

Передовая молодежь 60-х годов искала пути со­циального, духовного, нравственного обновления общества. Важны ли при этом благосостояние и обеспеченность, комфорт и сытость?

Не принимает действительности и главный ге­рой романа Родион Раскольников, который жи­вет в крайней нищете. Об этом говорит его порт­рет: «Он до того худо одет, что иной даже и при­вычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Описание жилища Родиона также производит удручающее впечатле­ние: «Каморка его приходилась под самою кров­лей высокого пятиэтажного дома и больше похо­дила на шкаф, чем на квартиру..., мебель соот­ветствовала помещению: было три старых стула, крашеный стол в углу, неуклюжая большая софа». Полное отсутствие средств к существованию, дол­ги квартирной хозяйке — в этом беда героя. Все это не могло не наложить отпечатка на поведение молодого человека, замышляющего убить стару­ху-процентщицу, которая «живет сама не знает для чего», а молодые силы «тысячами и повсю­ду» пропадают без помощи и поддержки.

С одной стороны, Раскольников задавлен бедно­стью; и сразу напрашивается оправдание: был голо­ден, потому и убил. С другой стороны, его мать по­лучает пенсию, а это гроши; сестра устраивается на работу гувернанткой, терпит нравственные униже­ния за ту же нищенскую плату. Родион хотел по­мочь матери, спасти сестру — потому и убил?

Раскольников страстно желал выбраться из той пропасти, в которой оказался. Отсутствие возмож­ности поддержать мать и сестру, несомненно, тяго­тило его. Все это верно, но как тогда объяснить сло­ва самого героя: «Если бы я зарезал из того, что был голоден, то я бы теперь счастлив был»?

Дело в том, что Родион Раскольников решился на убийство, чтобы проверить себя, свою философ­скую идею, родившуюся в тесной каморке, и по­нять, «человек он или тварь дрожащая».

Согласно его теории, люди в большинстве своем подлы и низки, их не переделать, «и труда не стоит тратить». Но можно встать над этим муравейником и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные — властители. Последние внешностью ничем не отличаются от простых лю­дей, но на самом деле имеют право добиваться вла­сти любым путем, преступая через закон и кровь. Раскольников, проверяя на себе свою теорию, со­вершает преступление как «эксперимент», который должен убедительно подтвердить его принадлеж­ность к личностям, «право имеющим», а заодно и изменить мир к лучшему, избавив его от вредной, вздорной и бесполезной старухи.

Описывая Раскольникова накануне убийства та­кими словами, как «мрачный», «нерешительный», «подавленный», автор тем самым подчеркивает глу­бокие сомнения героя. Не случайно Родион называ­ет свою мечту «проклятой» и, решившись на пре­ступление, чувствует себя приговоренным к смер­ти. Это чувство затем перерастает в убеждение: «Я не старуху — я себя убил!».

Достоевский решительно осуждает преступление, совершенное из идейных побуждений, пусть даже во имя великой цели изменения мира к лучшему, облегчения страданий «униженных и оскорблен­ных». Полемизируя с Чернышевским, считавшим революцию единственным средством обновления мира, Достоевский историей Раскольникова дока­зал глубочайшую аморальность насилия как сред­ства изменить мир к лучшему, потому что рядом с «виновным» (старуха) гибнет безвинный (Лизавета), а само насилие разрушает до основания лич­ность насильника.

Достоевский отстаивает и выстраданную соб­ственной судьбой этическую заповедь: жизнь одно­го человека, каким бы он ни был, — величайшая ценность, и никто не может лишать другого права на существование. Мне близка и понятна мысль о том, что счастье мира нельзя устроить на единствен­ной слезе невинного младенца. Раскольников, счи­тающий себя критически мыслящей личностью, долго не мог понять, что чувства любви и сострада­ния •— главный стержень человеческого общества. Не будь их, давно бы оно распалось, а люди «пере­грызлись» бы друг с другом. Преступая нравствен­ные законы, игнорируя душу как вместилище че­ловеческой сути, Раскольников обрекает себя на страшную тяжесть одиночества. Даже мать и сест­ра становятся для него чужими. Наказание за тяж­кий грех — это и муки совести, но не только.

Если бы не сострадание и жертвенная любовь Сони, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно преданность этой женщины, ее жалость, умение понять и простить спасли его на каторге, обнови­ли душу. Соня просит Родиона принародно пока­яться в грехе, что он и делает на Сенной площа­ди, и встать на путь нравственного самоусовер­шенствования, приобщившись к жизни и страда­ниям Иисуса Христа.

Великий писатель-гуманист справедливо счи­тал, что только любовь к людям, вера в высокие душевные помыслы могут спасти человека и все человечество.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.