Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени» в произведениях русских авторов четко про­слеживается „эволюция изображения психологического состо­яния героев. Главной особенностью творчества Достоевского являемся новаторство в исследовании внутреннего мира чело­века.

Психологическое состояние героя становится всеобщей стихией романа, и во всех произведениях Достоевского внут­ренний мир персонажа показан в периоды максимального на­пряжения, когда состояние и чувства экстремально обострены. Именно эта ситуация позволяет автору проникнуть в глубин­ные пласты человеческой психики и обнажить внутреннюю суть и сложность противоречивой натуры человека. У Досто­евского в структуре всех произведений нет ни одного литера­турного приема, фразы или детали, которые не служили бы прямому или косвенному воспроизведению эмоционального со­стояния героев. Автор изображает внутренний мир человека как противоречивое единство добрых и злых начал в его душе. Достоевский показывает не столько эволюцию душевных ка­честв героя, сколько его колебания от одной крайности к дру­гой.

Главный герой романа «Преступление и наказание» имен­но в таком состоянии, он мечется от отрицания своей мечты до твердого намерения ее осуществить. Достоевский не просто показывает существующую борьбу в душе героя, но и заостряет внимание на состоянии перехода человека от одной крайности к другой. И в этом мучительном переходе, в страданиях для его героев есть своеобразное наслаждение. Достоевский отобра­жает психологические парадоксы в состоянии души героев («Так мучил он себя, поддразнивал этими вопросами с каким-то наслаждением. Прежнее мучительно-страшное своеобразное ощущение начинало ярче и живее припоминаться и все при­ятнее и приятнее становилось».).

Достоевский одним из первых прозаиков показал неисчер­паемость и непознаваемость до конца глубин человеческой души. Иногда автор рисует психологическое состояние героя не как достоверное, реальное, а как возможное и приблизи­тельное. Это придает описанию зыбкость. Достоевский пока­зывает этим, что внутреннее состояние героя значительно сложнее, чем можно это передать точными словами, что все оттенки чувств можно изобразить лишь с некой долей прибли­жения, что существуют такие пласты в душе человека, которые не поддаются описанию.

Автор показывает внутренний мир своих персонажей аналитично, но самые глубины человеческой натуры оставляет неосвещенными, давая читателю возможность самому доду­мать.

Психологический анализ, как правило, сопровождается описанием атмосферы, которая сопровождается специально подобранными деталями, обозначающими чувства, ощущения. Выбор времени года в романе Достоевским тоже не случаен, он создает определенную ситуацию. Лето, жара и духота убивают Раскольникова — Достоевский показывает ту часть Пе­тербурга, жители которой не имеют возможности и средств куда-либо выехать, поэтому летом там так много народу, что воздуха не хватает. Порфирий Петрович, следователь, говорит Раскольникову: «Вам давно уже воздух переменить пора». Этот душный город наталкивает Раскольникова на преступление. Достоевский использует описание деталей внешнего, предмет­ного мира, которые по его замыслу влияют на душу героя. Это и каморка Раскольникова, и Петербург в целом, город, кото­рый «высасывает жизнь из человека».

В романе очень много описаний солнечных закатов, Рас­кольников чаще всего выходит на улицу вечером, и описание атмосферы в то время очень символично. Достоевский вклю­чает в повествование картину заката для усиления воздействия на читателей, солнце светящее, весеннее, дневное появится только в эпилоге. Там, в залитой светом необозримой степи, Раскольников избавится от своей теории. Восходящее со­лнце — символ возрождения героя.

Очень важна в романе цветопись. Наиболее часто исполь­зуемые автором цвета: желтый, коричневый, голубой, черный. «Желтый Петербург», — говорит о городе, в котором проис­ходит основное действие. Желтый — цвет сумасшествия и власти, в него окрашены и дома, и обои в каморке Раскольни­кова и в квартире старухи-процентщицы, и мебель в квартире Порфирия Петровича. Соня живет по «желтому билету». Этот цвет создает фон города, становится частью внутреннего мира главного героя. Кроме того, в романе очень важен зеленый цвет, не случайно сон Раскольникова об избитой лошади, сим­волизирующий то, что суть героя — защищать, а не убивать, этот сон Родион Романович видит за городом, в роще, на фоне свежей зелени, где нет удушающей, давящей атмосферы го­родской жизни. Когда Раскольников идет совершать преступ­ление, его мысли, неподвластные контролю героя, связаны с зеленым цветом. Появляется он и в эпилоге романа. У Сони Мармеладовой — зеленый платок.

Голубой цвет — символ чистоты и устремленности к Богу (голубые глаза у Сони). Зеленый и голубой цвета полностью отражают сущность характера Сони.

Вода в романе всегда изображается темной и коричневой и символизирует трагедию.

Запахи и звуки влияют на состояние человека и создают определенную атмосферу (запах из подвала, звуки очень рез­кие).

Достоевский создает ощущение призрачности жизни путем нарушения привычных соотношений между внешним и внут­ренним. Реальность становится как бы порождением сознания, зыбкой, погруженной в какой-то туман, так как и бредовые видения Раскольникова, и реальные картины изображены в романе одинаково достоверно при помощи одних и тех же приемов. Достоевский часто не акцентирует внимание на том, что описываемое — это игра воспаленного сознания, читатель как бы переносится в состояние кошмара и бреда героя.

Одна из форм изображения психологического состояния — это сны. Переживания в них сохраняются и даже усиливаются, так как в подсознательном состоянии свободнее проявляется тот ужас, который носит герой в душе. Сны служат основой всего произведения.

Диалоги и монологи в романе несут на себе огромную смы­словую нагрузку. Достоевский впервые в литературе вводит прием: герои сами рассказывают о своем психологическом со­стоянии. Речь персонажей чрезвычайно выразительна, и на характер речи указывают авторские ремарки. Передавая раз­говор, Достоевский заостряет внимание на темпе и ритме мо­нолога. Двойной ход мыслей героев очень часто показан скоб­ками, автор использует паузы, курсив.

Портретные характеристики играют большую роль в пси­хологическом восприятии внутреннего мира человека. Для До­стоевского важно описание глаз, но присуще оно только образу Сони, Раскольникова, Дуни, Свидригайлова, Разумихина и Порфирия Петровича. Особое внимание автор уделяет взгляду (прекрасные темные глаза Раскольникова, голубые у Сони, «сверкающие, гордые» у Дуни), и в красоте глаз — залог вос­крешения героя. Описание губ, улыбки очень важно.

Достоевский вошел в русскую литературу именно как пи­сатель-психолог, который является новатором в изображении характеров и душевных переживаний своих героев.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.