Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Преступление и наказание» - психологический и социальный ро­ман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связа­ны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний мир человека и среду, в которой тот находится, исследует их взаимодей­ствие.

Герой совершает убийство. Автор прослеживает путь душевных пере­живаний и борьбы этого человека от первых мыслей о преступлении до раскаяния, пытается понять, что побудило его совершить этот поступок. Одной из причин автор называет влияние среды, то есть общества. Но эта причина не главная.

Мысль о преступлении зародилась у Раскольникова в тот момент, когда Родион задумался о значении человека в жизни, о своем положении среди людей. Причина убийства — это теория, родившаяся в уме и душе Раскольникова. Это мысль о том, что есть люди, «право имеющие», и «материал», и что он, возможно, принадлежит к высшей категории. Герой пытается доказать себе, что это так, но тщетно.

Всем ходом романа Ф. М. Достоевский развенчивает теорию Расколь­никова. Один из приемов разоблачения антигуманной сущности теории -это использование системы двойников. К двойникам Раскольникова можно отнести П. П. Лужина, следователя Порфирия Петровича, Соню, Свидри-гайлова, студента, встреченного в распивочной.

Попробуем определить, почему каждый из этих людей является двой­ником героя, и понять, как они повлияли на Раскольникова.

Зайдя однажды в распивочную, куда Родион заходил крайне редко, он услышал спор. Один из оппонентов говорил, что если бы была его воля, то он избавился бы от одной старухи-процентщицы, которая чрезвычайно скупа и бесцельно проживает жизнь, мучая окружающих и близких. Он рассказывал, как страдает сестра этой старухи, вынужденная подчиняться и выполнять всю черную работу по дому и все прихоти старой чиновни­цы. И что все свои богатства старуха завещает не сестре, сделавшей ей столько добра, а монастырю. Студент говорил, что убить процентщицу -благое дело, поскольку через ее смерть получат средства к существованию множество обездоленных семей. Грех окупится сполна.

Раскольников внимательно слушал оратора. Позже он часто вспоми­нал этот вечер. Те мысли, которые он вынашивал и которых, возможно, еще боялся, были услышаны им из уст незнакомого, чужого ему человека. Эта встреча с «двойником» только подтолкнула Раскольникова к убий­ству. Он до того момента лишь думал о своей теории, не решаясь поверить ее кому-либо открыто. И вот перед ним единомышленник. Конечно, будь этот случай раньше, до создания теории, вряд ли он обратил внимание на хмельные речи студента. Но сейчас случайно услышанное подтверждение собственных мыслей действует на Расколышкова иначе: он воспринимает этот случай как провидение, как некий знак его правоты. Он отуманен собственными мыслями сильнее, чем прежде, уходит в себя; убийство пред­ставляется теперь вполне осуществимым поступком, а не страшной меч­той, которая, впрочем, нереальна.

Стоит сказать, что такое восприятие одного из множества разговоров, возникающих в распивочных, стало возможным благодаря обостренному восприятию Раскольникова, его повышенному суеверию. Воспаленный разум, выведший то, что существуют люди, которые высшими силами на­значены властвовать, легко увидел в разглагольствованиях студента тот же знак свыше. В том состоянии, в котором был Раскольников, ум его цеплялся за любое, самое ничтожное подтверждение собственных мыслей, но множество опровержений его теории он просто не замечал, целиком отдаваясь размышлениям о пробе и о себе.

О Петре Петровиче Лужине читатель впервые узнает из письма мате­ри Раскольникову. А впервые встречается сразу после болезни Родиона -Лужин приходит знакомиться с будущим родственником. С начала бесе­ды Раскольников ожесточается против Лужина, а причиной тому являет­ся теория «целого кафтана». Лужин - двойник Раскольникова, а его тео­рия - аналог теории героя, чего не мог не заметить и не ужаснуться этому герой. Теория «целого кафтана» заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства. Свою точку зрения Лужин подтверждает примером: имеется у какого-то человека каф­тан, а рядом находится другой человек без кафтана. Что лучше: разор­вать кафтан, поделиться с неимущим и обоим замерзнуть или хотя бы одному остаться в целом кафтане и выжить? Понятно, что Лужину пред­почтительней второй -вариант.

Эта теория вполне оправдывает пренебрежение интересами одного че­ловека ради интересов другого. Собственно, поэтому Лужин женится на Дунечке. Ему нужна жена послушная и преклоняющаяся перед мужем. Женившись на бесприданнице, Лужин хочет заставить женщину чувство­вать себя в долгу перед ним, хочет превратить ее фактически в свою рабыню. Лужин готов переступить через нее ради достижения своей цели. Его не интересует ее мнение, он сделал выбор.

Раскольников с ужасом слушает Лужина. В словах Петра Петровича он узнает свою теорию, только опошленную и сниженную до бытового уровня понимания. Исчезла пафосность, а смысл остался. Те же катего­рии людей - слабые и сильные, то же право сильных вершить судьбы

слабых.

Уверенность Раскольникова в собственной правоте пошатнулась. Но его убеждения еще сильны. Он старается убедить себя в том, что теория Лужина не похожа на его собственную: целью убийства он называет благосостояние других, а Петр Петрович жертвует чужими интересами в угоду себе. Но Раскольников обманывает себя, поймет он это позже, точ­нее, не поймет, а признает. Он в преступлении ищет подтверждения того, что он не «вошь», не «материал», а человек, «право имеющий». Расколь­ников переступает через чужую жизнь ради своих целей, подобно Лужину.

Как это ни удивительно, своеобразным двойником Раскольникова является самый сильный его «противник» - Порфирий Петрович. Не­смотря на то, что это разные люди, между ними много общего. Сходство это в мышлении героев, в их психологии.

Порфирий Петрович старше Раскольникова. Но в молодости он тоже создал подобную теорию. Поэтому, собрав факты о преступлении, он без труда вычислил убийцу. Порфирий Петрович видел перед собой такого же человека, как и он сам в молодости, а поэтому прекрасно понимал психо­логию Раскольникова. Он не сомневался в виновности Родиона. Насколько точно Порфирий рассказывает убийце о преступлении! Все описывает про­сто с ужасающей точностью, до мельчайших подробностей. Это не только результат логических размышлений, но и воспоминаний.

Однако, на мой взгляд, есть еще сходство у этих героев. Оба они очень человечны. У этих людей, в отличие от лужиных, есть совесть и сострада­ние. Кажется, это невозможно! Убийца и следователь, охотник и жертва. Разве может преступник, скрывающийся от наказания, иметь совесть? И какое сострадание у следователя, допрашивающего преступника?

Но Раскольников мучается, он старается искупить грех (вспомним, сколько он сделал для семьи Мармеладова), душевные страдания застав­ляют его сделать массу ошибок, косвенно подтверждавших его вину. А Порфирий Петрович, зная, что испытывает Родион, пытается не только доказать вину Раскольникова, но и помочь ему. В конечном счете Порфи­рий Петрович сделал очень много, чтобы герой признал свою вину и рас­каялся.

Важную роль в воскрешении души Родиона сыграла также Соня Мар-меладоза, которая тоже является двойником Раскольникова.

О Соне герой узнает из рассказа Мармеладова, который поведал ему историю своей семьи, о жертве, которую принесла Соня ради близких. Она «переступила» через себя для других. '

Что же общего у этих героев? Казалось бы, Раскольников тоже хотел переступить через человека, но переступил он через себя. Соня Мармела­дова тоже переступила через себя. Она понимала, на что идет и что обще­ство не примет ее поступка. Соня верила, что своей жертвой она облегчит страдания своей семьи, и это придает ей силы.

Поступки Сони и Раскольникова противоречили их сущности, но в определенный момент они оба совершают преступление против себя ради достижения более важных, как им казалось, целей. И оба лишь внешне переходят границу, но внутренне не могут ее переступить, и поэтому стра­дают.

Раскольников чувствует, что либо сойдет с ума, либо совершит само­убийство. Иного пути он не видит. Ему нужен кто-то рядом. Поэтому Раскольников и идет к Соне, в ней он увидел родственную душу. И Рас­кольников не ошибся. Соня поняла его, она помогла спасти душу героя. Раскольников искал родственную душу, но нашел большее. Ближе узнав Соню, он удивляется, как она до сих пор не опустилась или не сошла с ума, или не совершила самоубийства. А ответ находит в вере: Соня верит в Господа, это придает ей силы жить и надеяться. Позже вера спасет и Раскольникова, душа его воскреснет. Недаром Соня читает ему при встрече отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. Это как бы предвидение будущего Родиона, символ его раскаяния, новой жизни.

Можно сказать, что в чем-то судьбы Сони и Родиона Раскольникоза схожи. И в конце концов они станут одной судьбой, их соединит любовь. Через страдания они прийдут к взаимопониманию, осознают ошибки и простят обиды.

Есть в романе еще один двойник Раскольникова - Аркадий Иванович Свидригайлов. Этот человек - воплощение раскольниковской теории -живет по принципу вседозволенности. Он «переступил» через несколько жизней: Марфы Петровны, девочки, лакея... Свидригайлов пользуется любыми средствами для достижения своих целей, которые в основе своей банальны, низменны и пошлы. Раскольников презирает Свидригайлова, но в то же время испытывает одновременно страх перед ним и интерес к его личности. Аркадий Свидригайлов - самый мучительный двойник Ро­диона. Раскольников понимает, что для Свидригайлова обратной дороги нет, после такого нравственного падения восстановление души невозмож­но. Свидригайлов - это предупреждение герою о возможной судьбе.

Раскольников все время стремится разорвать ту нить, которая связы­вает его со Свидригайловым. Мне кажется, что не случайно именно Свид­ригайлов говорит о двух путях выхода из сложившейся ситуации у Рас­кольникова («У Раскольникова две дороги — или пуля в лоб, или по Вла­димирке...»).

Пока Раскольников в полном одиночестве обдумывал свою теорию, он не замечал ее уязвимость. Увидев людей, ей следующих, пострадавших от нее, герой осознает ее сущность, антигуманность своих воззрений. Словно увидев в других свое отражение, Родион по-новому оценил свое открытие.

Все двойники очень разные. Можно сказать, что они являются двой­никами разных душевных качеств героя, зачастую противоположных. И то, что Раскольников сближается с Соней, подчиняется в конечном счете Порфирию Петровичу, то есть тем людям, которые олицетворяют луч­шее, а Лужин, Свидригайлов уходят, есть символ воскрешения души Рас­кольникова. Черные двойники уходят из жизни героя, а остаются люди, близкие ему. Вместе с освобождением от греха к герою приходит лю­бовь.

С помощью героев-двойников Раскольникова Ф. М. Достоевский под­водит своего героя к переосмыслению прежних взглядов. Только один закон может быть мерилом поступков человека - великий закон нрав­ственности, основанный на христианской религии, на стремлении к поис­ку в себе Бога. Ставить себя на место Бога — это ли не величайшее из преступлений, ведь следствие этого - полная безнаказанность, вседозво­ленность и потеря человеком всех моральных ориентиров.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.