Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Психологизм Достоевского


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Федор Михайлович Достоевский - выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе «Преступление и наказание» во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.

В своем произведении автор хотел показать не какое-то банальное преступление, а чувства, мысли, переживания человека, совершившего пре­ступление, выявить причины злодеяния. Этот роман не детектив, а глубо­ко философское и психологическое произведение, в котором автор иссле­дует сознание и подсознание человека.

Достоевский использует множество приемов психологического анали­за с тем, чтобы полнее раскрыть характер главного героя, мотивы его поведения. Основным из них является изображение героя с внешней и внутренней стороны.

Автор рисует нам портрет героя - Родиона Раскольникова, бывшего студента, который задумал совершить идейное преступление - убить стару­ху-процентщицу, чтобы избавить дорогих ему людей от нищеты. Мы ви­дим героя, движимого своей античеловеческой теорией, в двух ипостасях: до преступления и после. Если до убийства герой — умный, внешне прият­ный молодой человек, достаточно добрый и милосердный, то после — это уже мрачный, мнительный и раздражительный человек, избегающий людей и сторонящийся их. «Я не старушонку убил, я себя убил», - признается он Соне Мармеладовой. Духовная смерть заметна во всем его облике.

Особое место в описании внешности героя занимают глаза. «Глаза -зеркало души человека», - гласит пословица. Именно глубокие темные глаза Раскольникова выдают в нем человека умного, способного к само­анализу. К этому же приему прибегает автор и при описании Сони Мар­меладовой и Свидригайлова. Большие глаза первой и умный, проница­тельный взгляд второго точно характеризуют их натуры.

Кроме портрета, автор показывает и обстановку, в которой живут ге­рои. Интерьер отражает внутренний мир героев, соответствует их мыслям и настроению. Достоевский, чтобы показать различие между чистой ду­шой Сони, наполненной христианским смирением и добротой, и душой Раскольникова, поглощенного античеловеческой теорией, изображает мес­та их обитания, их жилища. Если Родион Раскольников живет в малень­кой каморке, похожей на шкаф, то комната Сони светлая, с тремя больши­ми окнами, правда, неправильной формы.

Важным в раскрытии психологии действующих лиц является и образ Петербурга, на фоне которого и происходят описанные в романе события. Это не столица великого государства, это не город блестящего высшего света, а это город низов, нищеты, бедности, город «бывших людей». Де­таль, на которую часто автор обращает наше внимание, - это пыль, вонь и духота, царящие в городе. Всем не хватает воздуха. Все чувствуют себя подавленными, сломленными гнетущей атмосферой города, нищего, пьяно­го, преступного. Только в такой атмосфере и могла зародиться бесчело­вечная теория Раскольникова, разделяющая людей на «тварей дрожа­щих» и «право имеющих».

Безусловно, роман «Преступление и наказание» не был бы столь вы­дающимся произведением, если бы автор показал нам только внешнюю сторону совершенного преступления. Большое место уделено и раскры­тию внутреннего мира людей, населяющих роман.

Внутренние монологи героев — вот ключ к пониманию внутреннего мира человека. Их можно охарактеризовать, скорее, как монологи-диалоги, спо­ры с самим собой, которые ведут герои. Так, Раскольников, постоянно обду­мывая свои поступки, занимается самоанализом, все время спорит сам с собой, рассуждает, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий».

Кроме монологов-диалогов, в романе присутствуют и исповеди героев. Раскольников, убив старуху-процентщицу и невинную Лизавету, поняв свою отрешенность от мира людей, хочет найти себе союзницу в лице Сони Мармеладовой, доказав ей, что она такая же преступница, как и он. Но мотивы их преступления все же разнятся. Герой не смог убедить Соню в своей правоте, поняв несостоятельность своей теории, признается в убий­стве, идет с повинной в полицию.

Еще одним важным средством психологизма Достоевского является описание снов героя, позволяющих автору глубже проникнуть в подсозна­ние героя. В романе присутствуют 4 сна Раскольникова. Они ярко демон­стрируют эволюцию теории героя, от полной уверенности в своей правоте до ее крушения.

Подводя итог, можно сказать, что в романе «Преступление и наказание» раскрылся талант великого мастера психологического анализа Ф. М. Достоевского.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.