Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Главный философский вопрос романа Достоевского «Пре­ступление и наказание» — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодей­ствие в обществе и в отдельном человеке.

В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похоро­ны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.

В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуа­лизм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», которая за­ранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадле­жит оправдание «идеи крови по совести», когда любого чело­века можно убить ради высших целей и принципов. Расколь­ников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, крот­кой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить аб­солютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать.

Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, дове­денное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Марме­ладовой.

В романе Раскольников и Соня - это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страда­ющим.

Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Она совершает шаг, полный христиан­ской любви и добра по отношению к ближнему, — продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям.

А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.

Взаимопроникновение добра и зла можно увидеть и в кош­маре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой совер­шает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свидригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мармеладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом. Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем сти­раются границы между этими понятиями. Поэтому Достоев­ский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.