Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Преступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и на­казание» считается одним из наиболее «проблемных» произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и отразил безысход­ность в жизни многих людей, вскрыл нравственные пороки общества, вызвав ожесточенные споры, кото­рые продолжаются и по сей день. Произведение уви­дело свет в годы глубочайших общественных противоречий, вызванных незавершенностью либеральных реформ, резкой ломкой старого образа жизни, паде­нием нравственности и морали.

Главный герой романа — Родион Раскольни­ков — бедный студент Петербургского универси­тета. В уме Раскольникова рождается идея деления людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Необыкновенные» люди, считает Раскольников, — это великие личности, творцы истории, которые не останавливаются ни перед чем ради идеи. Достоев­ский оказывается пророком, так как теория Расколь­никова во многом перекликается с теорией богоче­ловека Ницше, возникшей уже на рубеже столетий. Следовательно, мы уже не имеем права назвать Рас­кольникова психически больным человеком, и идея его не случайна, а закономерна и соответствует вея­ниям времени.

Достоевский говорит о том, что подобного рода идеи могут родиться только в «нездоровом» обществе. В романе сама среда, образ жизни людей становятся причиной рождения этой ужасной теории. Петербург сравнивается Достоевским с домом без форточек: все погрязли в разврате, пошлости, среда неумолимо за­тягивает людей, делает их либо бесчеловечно жесто­кими, либо совершенно бессильными, в любой мо­мент готовыми совершить самоубийство.

Одержимый страшной идеей, Раскольников ре­шает проверить свою теорию на самом себе, для чего и замышляет убийство старухи-процентщицы. Одна­ко Раскольников не учитывает тот факт, что у каждо­го человека есть душа, нравственный стержень, моральные устои, которые в любой момент могут «восстать» против рассудочных выводов и решений. В начале романа «живую», искреннюю, сопротивля­ющуюся злу душу Раскольникова подавляет холод­ный, одержимый идеей разум, но в конце его духов­ное начало снова «одерживает победу».

Переступив черту, герой восстает против себя. Совершив преступление, он нарушает связь между собой и окружающими людьми. Ему кажется, что все его подозревают, пытаются вывести его на «чистую воду». Раскольников стремится быть добрее, откро­веннее с людьми, но последние его не понимают, тем самым отталкивая его. Внутри Раскольникова бушу­ет борьба между разумом и сердцем, порождающая своеобразную душевную болезнь.

Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольнико­ва, Достоевский излагает читателям свою концеп­цию «почвенничества», развивает «христианскую» идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей души. Только двадцать процентов в человеке разума, остальное — душа, считает писа­тель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает, что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая за­поведи.

Эти идеи Достоевский воплотил в героине свое­го романа — Сонечке Мармеладовой. Именно вера помогает девушке выжить в ужасных условиях. Жер­твуя собой, она спасает от голодной смерти свою се­мью, идет на панель, забыв о стыде. По-моему, Сонечка — это идеальная героиня романа, воплотившая в себе любовь ко всему человечеству, она — символ величайшего страдания, глубочайшей веры и истин­ной непорочности.

Раскольников ищет в Сонечке союзницу по пре­ступлению, а она в нем — союзника по наказанию. Только Сонечка по-настоящему понимает Расколь­никова, помогает ему разобраться в себе и в окру­жающих, только ей он рассказывает о своем страш­ном поступке. Можно даже сказать, что именно Сонечка спасает Раскольникова, убедив его при­знаться в содеянном. Ведь юридическое наказание — это только формальность. Гораздо глубже и сильнее душевные муки человека, совершившего преступле­ние. В этом-то и состоит трагедия Раскольникова, его наказание.

Несмотря на всю тягостность и мрачность пове­ствования, роман заканчивается достаточно оптими­стично. На каторге начинается духовное возрожде­ние Раскольникова. Он признает порочность своей идеи, перед ним открывается дорога в светлое буду­щее. Раскольников вновь обретает смысл жизни.

Роман Достоевского «Преступление и наказа­ние» показывает нравственные и психологические искания героев, доказывает актуальность и жизнен­ность христианских норм. Роман говорит о необхо­димости полноценной нравственной жизни. Глубо­кий психологизм и философская направленность произведения делают его необыкновенно актуальным в наше «смутное» время, указывая путь к возрожде­нию духовных традиций общества.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.