Достоевский - это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует почти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись "Европейская и Русская цивилизация", что это - город, насильственно построенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург - город бедных, несчастных людей, город нищеты и город крайнего богатства. Если посмотреть, что означает имя Петр, то можно увидеть одну очень интересную особенность, в какой-то степени объясняющую восприятие Достоевским этого города. Имя Петр означает камень, поэтому Петербург - это каменный мешок, мертвый, безликий, холодный, страшный город. Взятый у Пушкина образ медного всадника символизирует мощь и силу этого страшного города. Для Достоевского эта мощь в силе влияния города на людей. Не случайно Петербург строился на месте болота, медный всадник - символ Петербурга, то есть для Достоевского Петербург - это медный всадник посреди болота. В романе "Подросток" именно такое восприятие города. "А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь тот гнилой, склизлый город, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее Финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне". Петербург - город полусумасшедших, одиноких людей. Маляр Миколка говорил, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери. Многие герои Петербурга бездомны, а дом, как известно, - это место, где человек может обрести раскаяние, найти любящего, необходимого человека, но люди в Петербурге - это толпа, опустившаяся ниже нравственных норм, ничего не слышащая и нс понимающая. Человек в городе одинок, он никому нс нужен. В городе уживаются отъединенность человека от человека и теснота. Характерно и то, что Достоевский описывает своих героев, живущих между Екатерининским каналом и Фонтанкой, в одном из самых бедных и страшных районов города. Писатель никогда не показывает красоты города. Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах. Около природы происходят страшные вещи: во сне под кустом Раскольникову снится страшный сон о жестокости, о гибели безвинного существа, Свидригайлов кончает жизнь самоубийством на Петровском острове. Если внимательно прочитать роман, то можно заметить, что в описаниях Петербурга Достоевский в основном использует желтый, красный и белый цвета. Но и в этом коротеньком списке доминирует желтый. Получается, что основной фон романа - это желтый, ядовитый цвет. "Небольшая комната [... ] с желтыми обоями. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева [... ]". С. М. Соловьев, специально занимавшийся изучением цветового фона произведений Достоевского, пришел к выводу, что "Преступление и наказание" создано при использовании фактически одного желтого фона! И этот фон является очень хорошим дополнением к драматическим переживаниям героев. Кроме описания комнаты старухи, можно привести еще множество примеров, подтверждающих наличие желтого фона в романе: описание каморки Раскольникова, со своими "желтенькими пыльными обоями" (заметим, что слово "пыльный" употреблено Достоевским тоже не случайно. Пыльный, душный - эти слова очень близки по значению). И в комнате Сонечки - обои желтого цвета. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства. Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. В романе Достоевский как бы сопоставляет два слова: "желтый" и "желчный", которые нередко встречаются в повествовании. Например, о Раскольникове он пишет следующим образом: "Тяжелая, желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке". В романе очень ясно прослеживается взаимодействие внутреннего и внешнего мира героя. "Желчь", "желтизна" приобретают смысл чего-то мучительно-давящего и угнетающего. Комнаты петербургских домов сравниваются с гробами. В них задумываются и совершаются убийства. Перекресток - крест. Площадь - место, символизирующее раскаяние. В комнате Раскольников уверен, что сможет совершить убийство, выйдя на улицу, считает свои недавние рассуждения смешными. Из этого можно сделать вывод, что Петербург для Достоевского - это город убийств, ужасов и людского одиночества.
|