Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Часто говорят, что Петербург — это музей под открытым небом. Его историческими зданиями и памятниками архи­тектуры любуются не только петербуржцы, но и туристы, при­езжающие со всех сторон света. Многие из них хотят не про­сто увидеть этот город, насладиться его неповторимым стилем и проникнуться его настроением, а посмотреть на него глазами великого русского писателя — Федора Михайлови­ча Достоевского. Вед 1 Петербург стал одним из главных ге­роев книг этого писателя. События его романов связаны с домами, набережными, мостами, площадями и переулками Петербурга.

«Петербург Достоевского» — это целый мир, в котором жили Родион Раскольников, князь Мышкин, Макар Девушкин и другие герои его романов. Столичный город по-разно­му входил в их сознание. Свое восприятие Петербурга было и у самого писателя — защитника «униженных и оскорбленных».

Жизнь столицы Достоевский в своих произведениях ри­совал как яркое, резкое и «фантастическое» воплощение всех противоречий русской жизни в целом. История преступле­ния Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реаль­ной жизни Петербурга середины 60-х годов XIX века.

Картины нищего Петербурга в романе «Преступление и наказание» пронизаны глубокой болью за человека, жгучим чувством социального негодования. Облик романа «Пре­ступление и наказание» определяют картины бедности, бес­правия и безысходности. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и жестокость окружающей их действи­тельности.

Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он случайно слышит разговор студента и офи­цера о процентщице. В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязывается его трагедия. В трактире звучит исповедь Мармеладова, в трактире раскрывает душу Свидригайлов. На бульваре Раскольников встречает подвыпившую, опозорен­ную девочку. На улице истекает кровью чахоточная Катери­на Ивановна, в приступе безумия заставляющая своих голод­ных детей плясать и кривляться перед прохожими. На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно ка­ется Раскольников.

В романе изображен центр торговли тогдашнего Петер­бурга — Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрач­ные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет «канавой». Во времена Достоевского на Сенной площади находился главный рынок города, поэтому там все­гда — с раннего утра и до позднего вечера — толпился народ. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, изве­стный тем, что там находилось большое количество кабаков. Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф. М. Достоевский хорошо знал район Сенной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев своего романа. Вот Раскольников, возвращаясь к себе домой после мучительно­го сна в кустах на Петровском острове, направился к Сенной площади: «Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавоч­ках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дво­рах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, тол­пилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего вы­сокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя». Раскольников — один из этой толпы. Проходя мимо торговцев нитками, тесемками и сит­цевыми платками, он неожиданно для себя услышал разго­вор, из которого узнал, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна». Эта встреча с ме­щанином, его женой и Лизаветой — сестрой процентщицы — стала для него решающей.

В июльскую жару Раскольников бродит по улицам города: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Запахи из «канавы», из дворов, с помоек, пыль и духота — все это вызывает у Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения» и делает его мысли еще более кошмарными.

В романе неоднократно упоминается Юсупов сад. Направ­ляясь к старухе-процентщице и проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «даже очень было занялся мыслью об устрой­стве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеж­дению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским са­дом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь». Вероятно, Достоевский приписал Раскольникову собствен­ные мысли, поскольку его очень волновала идея благоуст­ройства города. В Юсупов сад любил заходить друг Расколь­никова — Разумихин. Этот-сад называет Раскольников в разговоре со Свидригайловым.

Деталями и сценами жизни Петербурга пронизан весь ро­ман: «По старой привычке, обыкновенным путем своих пре­жних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сен­ной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувстви­тельный роман».

Бесцельно бродя по городу, Раскольников забрел в один из переулков: «Миновав площадь, он попал в переулок... Он и преж­де проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую». Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, «чтоб еще тошнее было». Его одолевали мысли о том, как в обществе «обессмыс­лена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой при­ходится платить» за жалкое существование.

Таким образом облик города сливается с самыми черны­ми мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его.

В романе «Униженные и оскорбленные» Петербург также предстает мрачным и недоброжелательным. Глазами героев мы видим «туманную перспективу улицы, освещенную слабо мерцающими в сырой мгле фонарями», «грязные дома», «сверкающие от сырости плиты тротуаров», «угрюмых, сер­дитых и промокших прохожих», «всю эту картину, которую обхватывал черный, как будто залитый тушью, купол петер­бургского неба».

Великолепные дворцы не могут заслонить нищих кварта­лов, где ежедневно совершаются людские трагедии: «Мрач­ная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно... сбываются под тяжелым петербургским небом».

Несомненно, описание зданий, улиц, площадей и каналов Петербурга вносит неповторимый колорит во все произве­дения Достоевского. Но так же верно и то, что восприятие города писателем стало частью Петербурга, его легендой под названием «Петербург Достоевского».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.