Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Творчество Ф. М. Достоевского - одно из вершинных явлений миро­вой культуры. В нем с абсолютной достоверностью отражена жизнь со­временной писателю России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений. Резкой критике в произведениях Досто­евского подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает чело­веческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бес­человечное, что таится в глубине человеческого сознания. С подлинно шекспировской мощью изображается борьба между злом и добром в «душе человеческой» в произведениях 60-70-х гг. К этому периоду относится одно из важнейших произведений Достоевского — роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 г. Одна из центральных задач этого про­изведения заключается в разрешении вопроса: может ли гуманный чело­век, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нище­ты многих благородных, честных людей?

Этот мучительный вопрос ставит перед собой главный герой романа -Родион Раскольников. И, как всегда, у Достоевского взгляды, идеи глав­ного героя рассматриваются в столкновении со взглядами, идеями других персонажей, в неразрывной связи со всей системой образов.

Особое место в этой системе занимает образ Петербурга, возникающий на страницах романа. Этот образ важен для понимания как романа «Пре­ступление и наказание», так и всего творчества великого писателя. Пе­тербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург.

В произведении Достоевского обнажены коренные противоречия боль­шого капиталистического города. Даже сам Петербург предстает сумрач­ным, мучительным, враждебным человеку. Это Петербург узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных дво­ров-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тя­гостный, серый столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особо напряженный и мрачный колорит.

Но Петербург Достоевского - это не только фон, на котором разверты­ваются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Все действие ро­мана происходит в той части романа, где жила беднота. Это город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины, бросающиеся с моста в воду, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней. В таких услови­ях рождалась бесчеловечная теория.

Городской пейзаж в романе органически связан с душевным состоя­нием автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство. Блуждая вмес­те с ним по Петербургу, мы остро ощущаем, прежде всего, невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа и приоб­ретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича - слова, переда­ющие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с... прежде всего!» Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом».

Так же тяжко обездоленному человеку и в комнатах, где он живет. Здесь тоже невыносимо душно, нечем дышать. В душных и темных квар­тирах голодают люди, умирают их мечты, в их уме зарождаются преступ­ные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжкие думы Раскольников, созрела у него идея убийства.

Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы хозяйки, изображается комната Сони. Она, то есть комната, «походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придава­ло ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убе­гал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя хорошенько; другой же угол был слишком безобразно ту­пой».

Тусклое освещение придает всей комнате зыбкость. Слова «что-то», «как-то», «куда-то» усиливают это впечатление, и кажется, что контуры и краски на полотне художника размыты. Эпитет «ужасно» — не просто синоним слова «очень», он аналогичен эпитетам: «безобразно тупой угол», «что-то уродливое». Невольно рождается представление о темной силе, которая калечит Сонину жизнь. Именно в такой комнате должно было прозвучать страшное признание Раскольникова.

Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физи­чески, большинство персонажей его произведения. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, явился раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои, ме­бель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоян­ного пьянства лицо Мармеладова, желтая, похожая на «шкаф или сун­дук» каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым, испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполиро­ванного дерева» в кабинете у Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.

Эти детали отражают напряженную, безысходную атмосферу суще­ствования главных действующих лиц произведения, являются предвест­никами недобрых событий.

Как видим, интерьер, как и городской пейзаж, желтый навязчивый цвет, не только рисует быт социальных низов, но они связаны с раскрыти­ем психологии героев романа.

В произведении Достоевского широко воссоздана жизнь большого бур­жуазного города. Его население - портные, слесари, кухарки, немцы, мел­кие чиновники, квартирные хозяйки, дворники, бывшие студенты, поли­цейские, уличные девицы, посетители питейных домов и т. д. В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления бедных и богатых. Жизнь города у Достоевского- это жизнь бедноты, задавленной нехваткой денег. Безденежье толкает людей на зависимость от ростовщиков. Деньги в «Преступлении и наказании» все время сосед­ствуют с голодом и страшной нуждой. Нищета рождает преступность. Преступна Соня, нарушившая нравственные законы. Преступна «благо­разумная» мать, у которой на плечах муж-инвалид и двое малолетних племянников, которая согласна отдать замуж свою 16-летнюю дочь за развратника и убийцу Свидригайлова. Жизнь города трагична. Бродя по нему, Раскольников видит это безграничное горе людей: то 15-летняя девочка, которую напоили и обманули, то мещанка Афросиньюшка, кото­рая бросается с моста в воду.

В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродли­вые очертания и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. В ночь после убийства Раскольников очнулся от забытья и услышал «страшные, отчаянные вопли с улицы»: «из распи­вочных пьяные выходят». Это - реальность. Но столь ж реально рисует­ся и его бред: «Он очнулся в полные сумерки от ужасного крику...» Раскольникову в бреду чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, он не раз был свидетелем подобных сцен наяву.

Реалистически точно и конкретно описан болезненный первый сон Раскольникова: «Маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка», «молодой мужик с толстой такою шеей и с мясистым красным, как мор­ковь, лицом»; живые впечатляющие детали: «бабенка щелкает орешки и посмеивается». Все это не похоже на сон.

А вот и другая сцена: «склонившись над водою», смотрит Раскольни­ков «на последний розовый отблеск заката». Вдруг он вздрогнул, пора­женный «одним диким и безобразным явлением». Но на сей раз это не бред, а вполне реальный эпизод: пьяная женщина бросилась с моста в воду. Реальность и бред, явь и кошмар - все сплелось в Петербурге, кото­рый Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших».

Как уже говорилось выше, действие романа разворачивается на убогой стороне города. Эта мрачная арена как бы сдавлена мертвым кольцом Петербурга парадного, господствующего над людьми. Лишь однажды, но очень выразительно рисуется его панорама перед глазами Раскольникова, когда он смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зим­ний дворец.

«Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной пано­рамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная карти­на». Этот же Петербург окружает и Евгения в «Медном всаднике» Пуш­кина. Перед Раскольниковым и всеми героями романа Петербург - это «немой и глухой» город, давящий все живое.

В образе Петербурга проступает его второй, дальний план: за изобра­жением русской столицы 60-х годов открывается не только безликая и бесчеловечная сущность капиталистического мироустройства, но и враж­дебная человеку суть урбанистической цивилизации.

В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и приро­де, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.