Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мой Достоевский (размышление о прочитанном)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Творчество каждого писателя, поэта во многом определяется его судьбой. У Федора Михайловича Достоевского была очень сложная жизнь. Тяжелый характер отца, смерть матери, когда Федору было всего шест­надцать лет, арест и приговор к расстрелу, помилование, ссылка в Омский острог, потом солдатчина в Семипалатинске, смерть горячо любимого бра­та - все это не могло не повлиять на формирование взглядов писателя. «Сибирские повести», «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обита­тели», «Записки из мертвого дома», «Идиот»...

Каждое из произведений Достоевского несет на себе отпечаток его жизни. Но. для меня Достоевский - это прежде всего «Преступление и наказание». Странный, необычный сюжет, загадки, намеки и сочетание реальности с миром греха и фантазий...

Наверное, наиболее интересен для меня образ главного героя. Яркая, неординарная личность, в которой сосуществуют любовь и ненависть, доб­ро и зло. Раскольников борется за свою идею, не может смириться с жизнью, калечащей тех, кого он любит. Нищета, безысходность, скука, нелепость бытия заставляют его задуматься о преступлении: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоп­лялась, и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения...»

Весь роман соткан из противоречий: ложь и истина, теория и жизнь, смерть и возрождение, власть и бесправие, грех и праведность, преступление и наказание. Читая «Преступление и наказание», погружаешься в мир переживаний, мыслей и чувств героя. Создается странное ощущение нере­альности происходящего. Время словно исчезает, оставляя в душе пустоту.

Свою теорию Раскольников изложил в статье «О преступлении»: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обык­новенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово... Первые сохраняют мир и преумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать... Все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками...» В три последние перед преступлени­ем дня в душе Раскольникова происходит ожесточенная борьба: между идеей и совестью. Полуобморочное состояние героя передается читателю. Словно находишься на грани жизни и смерти; действительность, реаль­ность отодвигаются, невольно заражаешься тем психозом, который владе­ет героем. Дальнейшие действия происходят словно во сне. Мысли пута­ются с видениями, так же, как и в голове Раскольникова. Невольно сле­дишь за тем, что будет дальше, затаив дыхание. Такое сопереживание герою и даже соучастие читателя в совершении страшного, бесчеловечного и кровавого преступления (так натуралистически описанного Достоев­ским) свидетельствуют о высочайшем мастерстве писателя, о знании че­ловеческой души в самых страшных ее проявлениях.

Достоевский показывает психологическое состояние своего героя пе­ред преступлением, а также шаг за шагом следит за тем, как чудовищ­ный, первоначально фантастический план воплощается в реальность, в действие, в поступок. Последними шагами на пути к преступлению быв­шего студента Раскольникова, «задушенного бедностью», стали история Сони, рассказанная «пьяненьким» Мармеладовым в трактире; письмо матери о Дунечке, сестре, «всходящей на Голгофу»; встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. Раскольников отделяется, преступает вечные нравственные законы. Убийство стару­хи - единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу все разъясняющий: «Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повто­рил бы убийства...»

И далее весь роман — путь от идеи. Наказание Раскольникова — в неспособности подтвердить идею, в невозможности быть верным своему идеалу. Он наказан. Но в этом, по мысли, автора, и его спасение. Если бы вынес муки совести, не сознался, не донес на себя (а ведь доказательств-то преступления Раскольникова не было, кроме одной догадки Порфирия Петровича), кем бы оказался Раскольников? Подобным Лужину и Свидригайлову? И признание Раскольникова, как он думает, есть признание соб­ственной несостоятельности, собственного ничтожества (не к тому разряду людей причислил себя, не смог, сломался). Когда он идет на перекресток (по совету Сони) и целует землю, которую своим преступлением осквер­нил, вновь посещает его «цельное, новое, полное ощущение»: «...каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю... Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грешную землю с наслаждением и счастием...» И будто видишь, как перерождается душа героя, отступает мука, болезнь, сумасшествие, добро торжествует над злом. В Раскольникове побеждает его человеческое начало, его бесчеловечная, рассудочная теория терпит крах.

Ф. М. Достоевский - очень сложный писатель. Чтобы до конца понять, осмыслить его произведения, надо не просто прочитать (пусть даже не один раз), но вжиться в образы, поставить себя на место героев, проникнуться их переживаниями. Герой Достоевского - прежде всего личность, индивидуа­лист, живущий в своем мире. Может быть, именно это и привлекает: свое­образное, необычное восприятие жизни, непонятость и одиночество.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.