Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» увидел свет в 1866 году и дал думающим людям повод вновь и вновь обсуждать воп­рос, интересовавший человечество многие сотни лет: «Все ли люди равны в своих правах и обязанностях или существуют индивидуумы, стоящие высоко над массой людской и имеющие гораздо большую свободу в дей­ствиях, нежели обыватели?» И по сей день не прекращаются споры и распри на этой почве: вспомним, хотя бы расизм, антисемитизм, фашизм и т. д. — ведь они подразумевают, что одни люди лучше других!

Герой романа «Преступление и наказание» также задумывался над вопросами устройства людских социумов. Родион Раскольников хочет заново для себя и всего человечества решить все вопросы жизни, где удел всех несчастных - страдания и смерть. И раз необходимо поломать этот порядок, остановить ежечасно совершающуюся несправедливость, необхо­дим и Герой в истинном, древнем значении этого слова.

Итак, Герой призван изменить мир. Избрав роль спасителя человече­ства, Родион Романович создает новую систему ценностей, некую теорию, согласно которой существует сверхчеловек, власть имеющий и преступаю­щий, проливающий «кровь по совести». Это трагическое забвение христи­анских заповедей, эта подмена нравственных законов законами арифме­тики: «Одна смерть и сто жизней взамен- да ведь тут арифметика!» -воспитывается в человеке всем строем современной ему жизни, самой атмосферой города из серого камня.

Да и что такое Петербург, в котором происходит почти все действие? Это город, в котором человек теряет себя окончательно, перестает ощущать реальность. Автор создает странную, почти невероятную атмосферу полу­сна-полуяви, в которую мы погружаемся вслед за героем, и ощущение дос­товерности происходящего тут же покидает нас. Вместе с Родионом и мы уносимся, соприкасаясь с его лихорадочным сознанием, в бескрайние про­сторы духа, не обремененного телом. Раскольников перестает ощущать себя, и даже принятие пищи кажется ему чуждым, насильственным. Он чувству­ет лишь биение своей мысли, которая и стала для него жизнью, Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух» про­воцирует Раскольникова на идею и поступок.

Достоевский считал, что большой город - дьявольское создание циви­лизации - имеет особое влияние на душу человека. Город в романе - ошибка природы, заблуждение, случайность. Меня поразила настойчивость автора в подробном описании грязных улиц, их смрада и мерзости, пыльного городского камня, от которого нигде нет спасения. Это неживая материя, которая и человека стремится поработить, уподобить себе.

Петербург пересекает множество речушек, рек, каналов. Но в Петер­бурге Достоевского не ощущается присутствие живой воды. Томимые жаждой, мучимые палящим солнцем и духотой, бродят по городу его обитатели, всюду натыкаясь лишь на мертвый камень. Но как только кому-то захочется свести счеты с жизнью, немедленно возникает река, появляется высокий мост, с которого так удобно броситься вниз головой... Даже реки в этом городе - не явление природы, не прекрасное Божье творение, а лживое перевоплощение камня.

Но разве можно оправдать всем вышесказанным то, что человек уби­вает другого человека, чтобы узнать, тот ли он великий Герой, который впоследствии принесет им счастье. Вообразив себя «право имеющим», Раскольников попирает святое, незыблемое для человеческого сознания -он посягает на человека.

«Не убий, не укради», - написано в древней книге. Это заповеди чело­вечества, аксиомы, принимаемые без доказательств. Раскольников дерз­нул усомниться, решил их проверить. И Достоевский показывает, как за этим невероятным сомнением следует тьма других мучительных вопро­сов и идей. И бездна муки себе и другим.

По замыслу герой совершал не преступление, а пробу; поднял руку не на человека, а на «вошь». Но тогда почему он так боится, так замирает от любого чужого окрика, почему так невыносимо ему видеть родных - мать и Дуню?

Раскольников сознает, что не «старуху убил, а себя». Он бежит от этой мысли, как Страшного Суда, — не мог, не смел это совершать. В какие-то моменты внешние события отвлекают Родиона от его внутрен­него переживания, он забывает о содеянном и уже готов радостно и осво­бождение воскликнуть: «Есть жизнь! Не умерла она еще со старухой!». Но это лишь мгновение. Жизнь умерла — осталась мука.

Преступление стоит между ним и миром. Убийство — акт посвящения в великие. Он отрезал себя от всех. В гордом одиночестве создавал Рас­кольников свою теорию, готовился к «пробе». В те дни и часы никто ему не был нужен. Понять же истину случившегося в таком одиночестве невозможно: герой уже переступил черту, сознание его не может самосто­ятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить стра­дания. И тогда появляется Соня Мармеладова. Ее появление, по-моему, довольно значимо в романе. На преступление человек идет один. Вер­нуться к людям он один не может, необходим кто-то, кто разделит с преступником его грех.

Соня, поставленная в те же условия существования, еще более, чем он, униженная, Соня — другая. Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся себя в жертву, отдав свое тело на попрание, она сохра­нила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает Раскольников. Именно Соня убеждает Родиона признаться в содеян­ном. И герой соглашается с ней, но в тот момент в его душе нет раская­ния. Он донес на себя лишь потому, что тайна давила его, мешая жить и дышать. Но, чтобы снова начать жить, смотреть на мир иными глазами, необходимо покаяние.

Покаяние - это не просто признание своей ошибки, но древнейший обряд очищения души, дающий согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз. Покаяние - это страдание, потому что уже ничего нельзя поправить. Покаяние - это самоотречение, за которым следует искупление. Это мучительно долгий путь.

Даже на каторге Раскольников не хочет отступить от своей теории. Он думает, что это только он виновен в произошедшем, но теория непогре­шима. Все изменяется лишь во второй части эпилога. Раскольников ви­дит сон о моровой язве: своеобразная реализация его теории. Все люди вообразили себя героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением мнит себя каждый. Разгораются споры, которые вскоре доходят до войн. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга - и все меньше и меньше в живых остается на плане­те. Пустынная земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобожде­ние его из-под власти идеи, начинается его путь к людям.

Удивительно, что и пейзаж эпилога резко отличается от картин при­роды в шести частях романа. Появляется простор, бескрайние виды, жи­вая и мощная, не скованная набережными сибирская река... Это - знак перемены в судьбах героев, о которой мы уже не узнаем.

Достоевский сделал предметом литературы анализ состояния преступ­ника после совершения преступления, провел тончайшее психологическое расследование. Сверхчеловек на страницах романа превращается в испу­ганного и измученного изгоя, мечтающего о наказании как об избавлении от страданий. Автор не просто следит за мучениями героя, он изображает умирающую жизнь, причем с такой силой и достоверностью, что мы муча­емся не меньше, чем сам герой.

Достоевский, на мой взгляд, хотел предостеречь людей от подобных поступков и подобных мыслей, показать, насколько опасны и к чему при­водят такие теории. Безусловно, эти теории имеют право на существова­ние, но обращаться с ними следует предельно разумно и осторожно.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.