Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей «на­туральной школы» 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что внутренний мир человека очень сложен. В сравнении с пушкинским Самсоном Выриным («Станционный смотритель») и Евгением («Медный всадник»), гоголевс­ким Башмачкиным («Шинель»), «маленькие люди» Достоевского тоже «унижены и оскорблены». Но их главное сходство - социальный статус, а по духовному статусу герои Достоевского совсем не похожи на своих литературных собратьев.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский так же обращает­ся к теме «униженных и оскорбленных». Она представлена в различных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городскую и бытовую среду), так и многообразие судеб страдающих, обделенных жиз­нью людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира «уни­женных и оскорбленных», который выходит в романе на первый план. Ведь Мармеладовы далеко не единственные представители этого мира: проблема поставлена шире. К «униженным и оскорбленным» относятся Раскольников, его мать и сестра, некоторые эпизодические персонажи (на­пример, Лизавета).

Судьба Раскольникова - одна из возможных путей духовного разви­тия таких людей. Это один из тех героев Достоевского, которые противо­поставляют себя миру и другим людям, выбирают «бунт» против обще­ства и узаконенной им морали. Раскольников убежден, что «власть дает­ся только тому, кто посмеет наклониться и взять ее», а все остальные обязаны подчиняться. Он не захотел быть одним из тех, кто подчиняет­ся. Раскольников «осмелился» взбунтоваться - именно это было глав­ным мотивом его преступления. «Я захотел осмелиться и убил... я толь­ко осмелиться хотел. Соня, вот вся причина!»

Соня Мармеладова - абсолютно противоположный вариант развития характера «униженного и оскорбленного» человека. Она отрицает бунт и выбирает путь, наиболее приемлемый для Достоевского, - путь смирения перед Богом. Соня - блудница с точки зрения общественной морали, но с точки зрения христианства она — святая, так как жертвует собой ради близких и сохраняет Бога в своей душе.

Соня - такая же сложная натура, как и Раскольников. Она живет напряженной духовной жизнью, страдает от своей униженности, ее терза­ет мысль о «бесчестном и позорном ее положении». Для Раскольникова остается загадкой, как Соня, с ее характером и «тем... развитием, которое она получила», могла «оставаться в таком положении и не сошла с ума», как «этакой позор и такая низость совмещаются в ней с другими проти­воположными и святыми чувствами». Но Сонечка нашла для себя на­дежную нравственную опору: ее духовный стержень- это вера («Что ж бы я без Бога была?») и сострадательная любовь к Катерине Ивановне и ее детям.

Еще один вариант судьбы «маленьких людей» - судьба Мармеладовых, людей, которым «некуда пойти», зашедших в нравственный тупик.

Мармеладов - опустившийся как в социальном, так и в нравственном смысле человек. Его облик довольно нелеп: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, -пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие». В Мармеладове и в его жене Достоевский показал физическую и духовную деградацию «униженных и оскорбленных» (пьянство Марме­ладова, безумие Катерины Ивановны). Они не способны ни к серьезному бунту, ни к смирению. Их гордость столь непомерна, что смирение для них невозможно. Они «бунтуют», но их бунт трагикомичен. У Мармела­дова это пьяные разглагольствования, «кабачные разговоры с различны­ми незнакомцами». Он рассказывал Раскольникову, что пропил «даже чулки своей жены», которая дерет его за вихры, и он говорит, что это ему «в наслаждение». Но это навязчивое самобичевание Мармеладова ничего общего не имеет с истинным смирением.

У Катерины Ивановны «бунт» превращается в истерику. Это траге­дия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, в результате чего ее выгоняют на улицу, идет к генералу «добиваться справедливости», откуда ее также с позором выгоняют). Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. «На мне нет грехов! Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!» - говорит она перед смертью.

Драма семьи Мармеладовых разворачивается в самой грязной части Петербурга. Достоевский показывает, как беспросветная нищета и сам Петербург заставляют людей терять человеческий облик.

Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические (пьяная де­вушка, которую Раскольников встретил на бульваре, безропотная Лизаве­та, сносившая оскорбления сестры, и многие другие), дополняют общую картину безысходности, горя и унижения.

Лизавета, ставшая случайной жертвой Раскольникова, наверное, в сво­ей смерти так же, как и Катерина, нашла облегчение, избавление от по­вседневного рабского труда и унижения. Семья Мармеладовых, Лизавета, люди в нищих кварталах Петербурга представляют огромную массу уни­женных и самоунижающихся людей, для которых даже смерть становит­ся радостью.

Огромную роль в раскрытии этого мира перед читателем играет опи­сание города, обстановка, в которой жили все эти герои. Петербург в рома­не не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. Город давит на людей. Его шумные и грязные улицы угнетают людей. А дома, в которых живут наши герои?! Комнаты обычно рисуются в полутьме. Все давит на людей в них — давят стены, давят потолки... Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Эта де­таль очень важна. Давление стен и потолков на людей символично. Оно как бы усиливает давление нищеты, которая толкает людей на преступле­ния, порождает горе, страдания, безумие.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» перед нами предстает целый ряд «униженных и оскорбленных», «маленьких людей». Но мне кажется, что автор видит причину их несчастий и горестей не только в социальном статусе. Важной причиной также являются сами люди, разучившиеся ценить свое человеческое достоинство и, как .След­ствие, не умеющие сострадать другим. И только «красота спасет мир», красота духовная. Поэтому миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей ценности - на любви к человеку, на признании ду­ховности человека за главное.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.