Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Крах «недоконченной» идеи (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступ­ление и наказание» — Родион Раскольников — необыч­ный преступник. Свое преступление — убийство ростов­щицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассмат­ривая это преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен под­твердить не только в его собственных глазах, но и в гла­зах остальных людей правильность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния преступления, преступника неразрывно слит в романе воедино с анализом философской теории Раскольникова.

Кто же он и чем так интересен для читателя?

Лично для меня наибольший интерес представляет теория Родиона Раскольникова о двух типах людей: низших, или «материале», и высших (назовем их «наполео­нами») — и ее несоответствие личности автора теории.

Размышляя о причине существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что всегда существовало различие между двумя разря­дами людей. В то время как большинство людей всегда и везде молчаливо и покорно подчинялось установлен­ному порядку вещей, не имея сил восстать против него, в истории человечества время от времени появлялись немногие «необыкновенные» люди, подобные Наполе­ону, которые и были его подлинными двигателями. Предназначенные самой природой для роли «властели­нов судьбы», они смело восставали против существую­щего порядка и при, этом дерзко нарушали обществен­ные нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников не хочет, как большин­ство тех людей, за которыми он наблюдал, молчаливо повиноваться и терпеть, и эта нравственная неприми­римость героя импонирует и автору, и читателям рома­на.

Раскольников убивает старуху-процентщицу, кото­рая, подобно пиявке, безжалостно сосала последнее из бедных людей. Убивает ради денег, чтобы потом обла­годетельствовать сотни людей, вернуть их к нормаль­ной жизни. Он делает это еще и потому, что само пре­ступление — своего рода тест на высший ранг: «Тварь ли я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?»

Раскольников ставит себя в один ряд с Магометом, Наполеоном, а значит, разрешает себе безнаказанно проливать кровь. Убийство старухи-процентщицы дол­жно показать, кто он: если останется спокоен, не впа­дет в болезненное состояние, значит — «высшее суще­ство», в противном случае — «материал», такой же, как все.

Ошибочна вся теория Раскольникова (убийство во­обще ничем оправдать нельзя), и в особенности оши­бочна она по отношению к самому Герою романа. Она вроде бы и логична: действительно, есть люди, Наполеон, например, которые легко идут на прямое или кос­венное убийство людей и не чувствуют потом угрызе­ний совести.

Но Родион Раскольников, желая дать людям что-то полезное, мог бы при беспристрастном анализе заме­тить, что все изменения, вносимые в жизнь человече­ства отдельными личностями через кровопролитие, никогда не были положительными. Да и действовали эти вершители истории из эгоизма, жажды власти. У них была одна общая черта — бесчеловечность, неуважение к чужой жизни — тому, что они никак не вправе ото­брать.

Любовь, сострадание, милосердие, по мнению Раскольникова, присущи только «материалу». «Наполеоны» выше всего этого, они сами себе мораль, их идея возвы­шает их.

И если делить людей на два разряда, то лучше уж «ма­териал» считать высшим классом, а «наполеонов» — дег­радировавшим элементом, утратившим человеческие качества.

Вот и получился у Раскольникова раскол: логика го­ворит, каким он должен быть — безжалостным «наполе­оном», а нормальная человеческая суть протестует: она жалеет поруганную девочку. Жалеет мать, сестру, состра­дает Соне, Катерине Ивановне, Мармеладову. Расколь­ников способен любить.

Логика сближает его с Лужиным и Свидригайловым, а человеческая сущность протестует: подлость она на­зывает подлостью, зло — злом, несмотря на идею о том, что называющий подлеца «подлецом» — тоже подлец.

Да, слишком Раскольников был человеком, чтобы стать Наполеоном.

Он сам себя обманул своей же теорией и сам себя наказал за ее проверку: пытаясь возвысить себя в своих глазах над людьми, он воздвиг психологическую стену между собой и ими, и это одиночество больше всего разрушало его.

Раскольникову повезло: он нашел чистую душу — Соню. Он, решивший жертвовать другими, нашел чело­века, пожертвовавшего собой ради других. Следующее самопожертвование Сони — ради Раскольникова: она идет за ним в Сибирь, она готова ,на все, чтобы возро­дить духовно того, кого любит. И ей это удается, у него возникает мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремле­ния по крайней мере...» А это значит, что Раскольников непременно изменится, переродится, станет новым че­ловеком, И в этом его и Сонино счастье.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.