Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Композиционное значение снов Раскольникова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Для понимания идейного смысла романа Ф. М До­стоевского «Преступление и наказание» очень важ­ным является анализ композиции произведения, в частности таких ее элементов, как сны.

Первый сон главного героя романа Родиона Ро­мановича Раскольникова описывается в начале пер­вой части произведения. Что же снится несчастному герою, так чутко и болезненно воспринимающему любые проявления несправедливости, жесткости, подлости, порочности современного ему общества? Достоевский описывает кошмар: маленький Расколь­ников идет с отцом на кладбище, на могилу младше­го брата. Их путь лежит через кабак, возле которого стоит ломовая лошадь, запряженная в телегу. Из ка­бака выходит пьяный хозяин лошади и приглашает своих приятелей прокатиться. Старая лошадь не дви­гается с места, и Микола начинает бить ее кнутом, который затем меняет на лом. После нескольких уда­ров ломом Микола убивает лошадь, и маленький Ро­дион бросается на него с кулаками.

Раскольников просыпается от ужаса, и пережи­тое во сне возвращает его к мысли о том, сможет ли он убить или нет; сможет ли избавить всех унижен­ных и оскорбленных, воплощением которых становится жалкая кляча из его кошмара, от жестокости и порочности окружающего мира, олицетворением которого является пьяный возница Микола, Кошмар­ное видение тесно переплетается с не менее (если не более) ужасной и отвратительной действительностью, он выступает своеобразным толчком, вплотную при­ближающим героя к роковому решению — убийству старухи-процентщицы.

Во второй части романа Раскольникову, уже со­вершившему расправу над старухой (но также убив­шему ни в чем не повинную Лизавету) снова снится сон, переходящий в бред: на этот раз ему снится (или мерещится), что бьют хозяйку. С одной стороны, это видение можно воспринять как отражение подсоз­нательного желания расправиться с еще одной «во­шью» (как известно, Раскольников должен квартир­ной хозяйке приличную сумму денег, из-за чего вызывался в полицию); с другой — как страх перед будущим, которое, если следовать теории молодого ге­роя, может превратиться в нечто ужасное.

Словно бы в ответ на глубокие внутренние пере­живания Родиона мать присылает ему деньги, на ко­торые Раскольников выкупает у хозяйки вексель. Одна из проблем решена, но по сравнению с чудо­вищной драмой героя она кажется каплей в море.

В третьей части романа — снова кошмар. На этот раз Раскольникову снится, что старуха жива и смеет­ся над ним. Он пытается убить ее, но со всех сторон люди, они и смотрят и молчат. В композиционном плане третий кошмар героя является продолжением его размышлений о «твари дрожащей», о том, что он «не человека убил», а «принцип», своеобразным под­тверждением его догадок относительно слабости соб­ственной натуры, неспособности перешагнуть через труп человека Кроме того, этот сон (а именно — опи­сание смотрящих в молчании людей) предваряет по­явление в комнате Раскольникова Аркадия Иванови­ча Свидригайлова, своеобразного психологического двойника главного героя, который наблюдает за спя­щим Родионом.

Предвестником нравственного выздоровления, избавлением от мучительных сомнений и поисков ответов на вопросы о несостоятельности собствен­ной теории становится для Раскольникова полусон, полубред, описанный в эпилоге романа: Родиону чу­дится, что весь мир должен погибнуть из-за болез­ни, будто есть микроб, точнее — духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими, хотя зараженные считают себя умными и непоколебимыми в истине. Люди заражаются, начинают убивать друга друга, пожирать, как пауки в банке. После последнего кош­мара Раскольников исцеляется — как физически, так и духовно, приближается к порогу, за которым — новая жизнь, в которой он, по совету Порфирия Петровича, станет солнцем.

Итак, в композиционном отношении сны Рас­кольникова играют важную роль: они способствуют предельной концентрации читателя на развитии сю­жета, на описываемой автором системе образов; под­готавливают к последующим эпизодам, многие из которых имеют огромное значение для понимания основной идеи романа. Кроме того, введение в пове­ствование таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном плане. Оно определяет психологизм в изображении главно­го героя романа Так, например, благодаря сну Раскольникова о пьяном вознице мы понимаем особен­ность душевного самочувствия героя, который в тот момент испытывал сильное отвращение к окружаю­щей обстановке; пытался сопоставить нынешнее со­стояние с тем, какое будет у него после совершения преступления, воспринимаемого как нечто ужасное. Кто знает, если бы Раскольников прислушался тогда к своим ощущениям, то вряд ли бы оказался раздав­ленным ужасной трагедией, расколовшей надвое его сознание.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.