Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Не убий!

Заповедь Христа

 

Среди множества произведений Достоевского («Бесы», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Подросток», «Идиот» и другие) одним из первых является «Преступление и наказа­ние». В этом произведении раскрывается творческий мир ав­тора как особая реальность, как живой духовный организм, где имеет значение буквально все, то есть любая мелочь, не­значительные подробности. Истоки романа уходят в прошлое Достоевского, когда он был на каторге. 9 октября 1859 года Достоевский пишет своему брату, что он решает писать книгу, что в эту книгу он вкладывает все «сердце с кровью» и что эта книга — его исповедание. Он знал, что «Преступление и на­казание» окончательно утвердит его имя. С необыкновенной силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным. Огромная трагическая мощь романа, всестороннее разоблачение буржу­азной идеи «сверхчеловека», глубокое воспроизведение соци­альных условий жизни столичной бедноты, подлинный демо­кратизм и гуманизм писателя, его сочувствие униженным и оскорбленным сделали «Преступление и наказание» одной из вершин реалистических романов XIX века. Но вопросы, кото­рые волновали и мучили Родиона Раскольникова, — это одно­временно и вечные, и старые, как мир, и новые, как завтраш­ний день, вопросы человека о мире, о счастье и смысле жизни. Роман «Преступление и наказание» был задуман вначале в форме исповеди Раскольникова, но на каторге Достоевский сталкивается с сильными личностями, которые повлияли на его дальнейшие рассуждения.

В 1859 году роман не был начат, вынашивание замысла продолжалось еще шесть лет. За это время Достоевский напи­сал «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья». Основные темы этих произве­дений — тема бедных людей, тема бунта и героя-индивидуа­листа, которые синтезировались затем в романе «Преступление и наказание».

Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорбленных людей, всего бесчеловечного. Проблемы, кото­рые Достоевский показал в своем произведении, очень много­численны. Это и социальные условия, и жизненные противо­речия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство и проституция, и многое другое. В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных зако­нов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы пове­дения.

Действие романа происходит жарким летом 1865 года. Пе­тербург Достоевского — мрачный, сырой город, но все-таки прекрасный, который писатель любил своей мучительной лю­бовью. Контрасты столицы показали до Достоевского Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты особенно обнажены, что объясняется особенностью Петербурга в 60— 70-е годы, когда город в результате быстрого развития капи­тала расстраивался, разрастался за счет игорных .домов, бан­кирских контор, заводов... Но у Достоевского нет представи­телей высшего общества, так же как и нет людей рабочего класса, в то время как тысячи мужиков шли в Питер. Такая выборочность у Достоевского не случайна и объясняется нрав­ственными проблемами романа. Именно в «средних» слоях населения особенно чувствовалась безысходность положения. Именно здесь проходит та грань, за которой можно было стать палачом или жертвой. Именно здесь царили голод и нищета. В рассказе Мармеладова в трактире показана разница между бедным и нищим. В бедности человек сохраняет благородство чувств, то есть сохраняет собственное достоинство, а в нищете он перестает уважать в себе человека, доходит до крайней степени морального падения. На примере семьи Мармеладовых Достоевский с клинической точностью психиатра раскрывает психологическую нищету. Нищета порождает преступления, беспробудное пьянство, которое обесчеловечивает мужчину, и проституцию, которая обесчеловечивает женщину.

Все герои ищут выхода из железных тупиков. Ищет его и Раскольников. Ему двадцать три года. Острый, глубокий ум философского склада. Он один из многих, кто без зова прихо­дит на помощь. Он спас из пламени детей, отдает скудные гроши отцу умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладовых. Мать и сестра души не чают в своем Роде, признают его превосходство, значит, Раскольников — не какой-то заурядный, тривиальный убийца, безотчетно совер­шающий убийства, а способный анализировать свои мысли, чувства, поступки, но одна ложная идея овладела и его созна­нием.

Нашла выход и старуха-процентщица. Титулярная совет­ница, дающая деньги под залог, живет на «жидовские» про­центы. Она глуха, глупа, больна, жадна, держит в работницах свою сестру и никуда не годна. Для чего она живет? Полезна ли она хоть кому-нибудь?. Именно эти вопросы сбивают моло­дого человека, он решает убить ее, обобрать, с тем чтобы сде­лать счастливее свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолю­бивых притязаний главы поместья. Он хочет получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям. Только Достоевский глубже проникает в душу преступника и за идеей заблуждений доброго сердца — «убийства ради любви к людям», «власти ради добрых дел» — открывает самую страш­ную и чудовищную идею — «идею Наполеона», идею власти ради власти, разделяющей человечество на две неравные части: большинство — «тварь дрожащая» и меньшинство — «влас­телины», призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право, как Наполеон, во имя нужных ему целей переступить через закон и нарушить боже­ственный мир и порядок.

Достоевский много думает над «Преступлением и наказа­нием», и наконец в окончательной редакции идея Наполеона полностью созревает. Итак, в творческом процессе, в вынаши­вании замысла «Преступления и наказания»; в образе Раскольникова столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Достоевский решает сохра­нить обе идеи, показать человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове, два противоположных характера поочередно сменяются. Так же мучительно искал Достоевский и финал романа. В одной из черновых записей значится: «финал романа. Раскольников застрелиться идет», но это был финал только для «идеи Наполеона». Писатель намечает финал и для любви. Когда сам Христос спасает раскаявшегося греш­ника: «Ведение Христа. Прощение просит у народа». Но каков конец человека, соединившего в себе оба противоположных начала? Достоевский прекрасно понимает, что Раскольников не примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда соб­ственной совести. Лишь один суд примет Раскольников — «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой.

Таким образом, идейный смысл романа подчинен главной и единственной задаче — воскрешению Раскольникова, избав­лению сверхчеловека от преступной теории, приобщению его к миру остальных людей.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.