Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Идейно-художественное свеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Преступление и наказание» — это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского («Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Подросток»). В нем раскрылся творческий мир автора, где имеет значение все. Главный герой романа — мо­лодой человек, которого исключили из университета. Он живет в нищете, так как его самомнение не позволяет заниматься работой для «низших» людей. Чтобы как-то исправить свое материальное положение, Раскольников убивает старуху-про­центщицу. Но он не смог воспользоваться награбленным. Рас­кольников не только не поправил свое финансовое положение, но довел себя почти до сумасшествия душевными муками. Психологический процесс автор показывает уже после убий­ства. В конце концов Раскольников не выдержал и пришел в полицию с повинной. Но даже каторга не так тяжела, как нравственное наказание. Герой увидел абсурдность своих мыс­лей, свою никчемность и ничтожность.

Роман делится на две неравные части. Первая часть — преступление и его причины, вторая — главная часть — со­стояние души преступника. Это отразилось на структуре по­строения романа. Из шести частей романа лишь одна часть описывает события до убийства и само убийство. В остальных частях раскрывается душа Раскольникова: его сомнения, стра­хи, искания и его постепенное «воскресение». Язык романа — это обычная будничная человеческая речь. Язык поражает естественностью и непосредственностью. Только в эпилоге ро­мана речь Достоевского плавная. В целом она прерывистая, нервозная. В романе очень много оговорок и ограничивающих слов, таких, как «впрочем», «хотя». Однако «ритм Достоев­ского преодолел ограничения, подчинил себе язык романа». И когда открываешь роман, уже с первых страниц невольно и незаметно втягиваешься в этот стремительный ритм, ни с чем не сравнимый в мировой литературе. Тот самый ритм, благо­даря которому автор создал «новую науку искусства, дополнив его духовностью». У Достоевского нет такой живописности изображения, как у Л. Н. Толстого, но у него своя манера изображения. Ускорения и замедления, повышения и пониже­ния интонации речи помогают ощутить невидимое движение жизни.

Герои романа характеризуются словесно. Наиболее выра­зителен портрет Раскольникова. Неблагообразие его слога, сумбурность построения предложений, прерывистость речи по­казывают раздвоение главного героя. Выразительность порт­рета старухи достигнута употреблением уменьшительных слов: «крошечная старушонка». Особую роль в портрете у До­стоевского играют глаза. У Дуни (сестры Раскольникова) глаза почти черные, гордые и добрые. Такая и сама Дуня У Сонечки Мармеладовой «замечательные голубые глаза». У самого Рас­кольникова «прекрасные темные глаза». Достоевский считал, что глаза — это необходимый предмет духовного портрета ге­роев. Автор связывает воедино обстановку, природу и героев. Петербург как бы подталкивает Раскольникова к преступле­нию. Писатель показывает город в очень маленьких описани­ях, но их достаточно, чтобы увидеть Петербург глазами героя романа: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой панорамы. Духом немым и глухим полна была для него эта картина...» Или же следующее описание города: «Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чув­ство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чер­тах молодого человека». Время в романе является «функцией человеческого сознания». Оно одухотворено. В зависимости от состояния героев оно то бесконечно долго тянется, то мимо­летно.

В романе прослеживается несколько тем. Конечно, главная тема — это Родион Раскольников. Остальные — история семьи Мармеладовых, тема семьи Раскольникова, тема претендентов на руку Дуни. Эти темы развиваются параллельно, но все они соединены между собой через Раскольникова. Он духовный и композиционный центр романа. Главная идея произведения — психологический отчет состояния преступника. Раскольников совершил убийство ради любви к людям (так он считал), но в это же время он презирает людей. Он не видел своей вины, не считал себя преступником, однако совесть оказалась сильнее логически неуязвимой теории, что стало трагедией для Раскольникова.

Автор доказал, что нравственный закон превыше всего. Неважно, какое происхождение у этого закона; важно, что он существует в душе человека и его нарушение недопустимо. Тот, кто нарушает закон, будет наказан самим собой. Тот, кто не имеет совести, хоть каких-то нравственных начал, спокойно проливает кровь, тот не задумывается над своими поступками. Нравственность провозглашает, что нет ничего священней всякой человеческой личности. И не имеют значения мораль­ные качества человека. Даже самый незаметный и «низкий» человек имеет ценность, как и выдающийся гений. В этом все люди равны между собой. Достоинства и ценность человека основаны не на каком-то умственном и физическом совершен­стве, не на доброте, скупости или же добродушии, а на значи­мости этого человека для других людей. Неприкосновенность человеческой личности занимает не последнюю роль в пони­мании романа.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.