Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, — вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее са­мые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия «больного» сознания. Показывая жизнь со­временной ему России, обнажая психологию современного ему человека, писатель ставит сложные социальные, фило­софские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи тк. имеющие общечеловеческое значение. На страницах его романов высказываются резко противоположные суждения, отстаиваются взаимоисключающие точки зрения. Борьба мнений, поиск решений важнейших философских проблем — вот что составляет основу романов Достоевского. На пе­реднем плане у него — человек-идея, судьбу и взгляды ко­торого всесторонне исследует писатель.

Одним из таких героев является студент Родион Рас­кольников в романе «Преступление и наказание». Этот че­ловек, убивший старуху процентщицу и ее сестру, не обыч­ный преступник, а человек мыслящий, создавший свою те­орию, для проверки которой он и пошел на чудовищный эксперимент — «на кровь по совести».

Герой размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не «дрожащая тварь», а при­рожденный «властелин судьбы». Однако Раскольников — натура сложная и неоднозначная. Он, идя на преступление, старался соединить в себе абсолютную власть Наполеона и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным. Если бы о «проба» удалась, он счел бы свою идею доказанной. Эднако все дальнейшие события показали, что тиран и благодетель в одном лице несовместимы.

Двойственность натуры героя, противоречивость его сознания раскрываются писателем через систему персонажей, благодаря которой внутренний диалог, не прекращающийся в уме и сердце героя, получает внешнюю материализацию.

Особое значение Достоевский придает образу Свидригайлова, который и сопоставляется с Раскольниковым и про­тивопоставляется ему. Он отражает индивидуалистическое Начало натуры главного героя. Аркадий Иванович — это безнравственный, циничный человек. Темный мир петер­бургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Но недаром Аркадий Иванович стоит рядом с Рас­кольниковым. Тянет к нему Родиона, совершившего преступление. Свидригайлов — своеобразный «двойник» главного героя, его «оборотная» сторона. «Мы одного поля ягоды», — говорит Аркадий Иванович Раскольникову. Оба они — пусть по разным мотивам — сочли возможным «пе­решагнуть через кровь». В отличие от Разумихина, Дуни, Сони, Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладно­кровно воспринимает убийство, совершенное Раскольнико­вым, и не видит здесь никакой трагедии. Родиона, беспо­койного, тоскующего, измученного своим преступлением, Свидригайлов «подбадривает», успокаивает, «наставляет на путь истинный». И тогда-то обнаруживаются самое глу­бокое различие этих двух «частных случаев» и в то же вре­мя истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлову удивительны трагические метания и вопро­сы Родиона, совершенно лишняя и просто глупая в его по­ложении «шиллеровщина». «Понимаю, какие у вас вопро­сы в ходу; нравственные что ли? вопросы гражданина и человека? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться», — говорит Аркадий Иванович герою. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и рез­ко, выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову. «Не переступил он, на этой сторо­не остался», а все потому, что «гражданин» и «человек».

Свидригайлов же переступил, все человеческое и граж­данское побоку пустил. Отсюда равнодушный цинизм, об­наженная откровенность, а главное, та точность, с кото­рой формулирует он самую суть раскольниковской идеи. Аркадий Иванович признает эту идею и своей: «Тут ... сво­его рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные воп­росы тут лишние. «Хорошая» цель оправдывает злодей­ство, совершенное ради ее достижения. Свидригайлов и в самом деле освободил себя от «вопросов человека и граж­данина», перед которыми в смятении остановился Расколь­ников. Сладострастие безграничное, «всегдашним разо­жженным угольком в крови пребывающее», — вот «хоро­шая цель» Свидригайлова! Ради нее возможно любое злодейство: погибает девочка, умирает Марфа Петровна, подготовляется ужасная, отвратительная женитьба на ше­стнадцатилетней невесте, замышляется насилие над Авдо­тьей Романовной. Но даже Свидригайлов, «пошляк» и «ум­ник», вдруг наталкивается на преграду — в себе и в дру­гих. Зачем приезжает он в Петербург после смерти Марфы Петровны, возможно, им убитой? Конечно, ради Дунечки Раскольниковой. И тут уже не просто «зверок хорошень­кий», уже не только «разожженный уголек», тут уже не­что большее. Тщательно подготовил Свидригайлов ловуш­ку для Дунечки, все рассчитал — не могла она отказать в свидании, ведь дело касалось брата, его тяжкой тайны. Нравственный поединок Дунечки и Свидригайлова — одно из самых захватывающих мест романа. Не отступил Арка­дий Иванович перед револьвером, а перед духовной и ду­шевной силой Дунечки — отступил, перед своей к ней лю­бовью отступил. И не осталось ему после этого ничего дру­гого, кроме как умереть. Окончательное опустошение, смерть — вот результат последовательного освобождения себя от всех преград, от «вопросов человека и гражданина».

Но перед самоубийством Свидригайлова Достоевский ус­траивает еще одну встречу героев-двойников. К Аркадию Ивановичу Раскольников идет накануне той роковой ночи разлуки и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев, — ночи, проведенной Свидригайловым в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. В последний раз хочет Родион узнать, как жить «по ту сторону добра и зла», но не может уже Свидригайлов дать Раскольникову ответ, потому что теперь уже наверняка знает, что у него нет будущего, что его вечность — это «бан­ка с пауками» и нет спасения от отчаяния. После этого Раскольников обращается к Соне и остается жить, хотя и он, в ту же самую ночь, был на грани самоуничтожения.

Окончательно признав себя «вошью», он идет созна­ваться в убийстве, прекращая свой «бунт». Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, решаясь на признание. Это известие — последнее предупреждение Родиону о том, что ждало бы его, если бы он последовательно претворял свою теорию в жизнь, заглушив голос совести. Недаром теория Раскольникова своеобразно связана с позицией Свидригай­лова — человека, живущего по принципу «все дозволено».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.