Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Идейная борьба на страницах романа «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное тому, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся душа человека к постижению истины. Родион Раскольников — это совсем необычный пре­ступник. Свое преступление — убийство старухи-процентщи­цы — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая преступление как своеобраз­ный социально-психологический эксперимент, который дол­жен подтвердить верность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства неразрывно слит в романе с анализом философской теории Раскольникова. Но мотивы его преступ­ления кроются не только в теории «сильной личности», но и в социальных условиях жизни общества.

Преступление — сама жизнь общества, где царит зловещая власть денег, где все продается и покупается и принимает приличную форму законного беззакония, — общества, где почти каждый стоит перед необходимостью «переступить» нормы морали, по-своему «переступили» их Раскольников, Лужин, Свидригайлов.

Сложнейшая идейная борьба нашла свое отражение на страницах романа. Г. А. Фадеев писал: «При ограниченном числе действующих лиц в романе кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб, — весь старый Петербург виден под этим не­ожиданным ракурсом. Идеи столкнулись лбами». Теория «сильной личности», теория жизни дельцов и карьеристов, модные идеи прогрессистов, устроителей коммун, где явствен­но прослеживается полемика с Чернышевским; наиболее близкая автору мысль о счастье через страдание, терпение, веру — вся эпоха со сложнейшей идейной борьбой, страстными спо­рами о будущем своей страны нашла отражение в «Преступ­лении и наказании». Носителями этих идей стали яркие, уди­вительно отточенные образы Раскольникова, Сони, Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова. «Знамением времени», выра­жением идейных и нравственных знаний, характерных для значительного числа представителей молодого поколения — прежде всего из городской разночинской среды, считал автор теорию «сильной личности». В первых двух частях книги пи­сатель прослеживает те условия, в которых могла зародиться подобная идея. Особенно тонко написал Достоевский психоло­гический портрет Раскольникова. Это одаренный от природы, честный и смелый человек. Работа мысли героя сложна и про­тиворечива, доставляет ему массу страданий. Он болезненно горд, самолюбив, считает себя исключительной личностью. Раскольников весь поглощен идеей самостоятельно найти выход из социальных и духовных тупиков общества. Итак, сначала было Слово. Словом, была статья Раскольникова, где, размышляя о причинах существующего неравенства и неспра­ведливости, он приходит к выводу о существовании различия между двумя разрядами людей — «обыкновенными» и «не­обыкновенными». Первые — абсолютное большинство — ма­териал, «служащий единственно для зарождения себе подоб­ных», люди, живущие в послушании. Вторые — «собственно люди» — те, кто имеет дар или талант сказать «новое слово». Все они в большей или в меньшей мере преступники. Дейст­вительно, в науке, искусстве, политике каждый незаурядный человек переступает через сложившиеся нормы. Именно за этими людьми будущее, они «двигают мир и ведут к цели». Раскольников считает, что во имя своей идеи, во имя лучшего они имеют моральное право на преступление, на кровь, на убийства. Естественно, что герой вынужден сам задуматься над вопросом: а кто я? «Тварь я дрожащая или право имею?» Жизнь поставила Раскольникова перед необходимостью твердо сказать «да» или отречься от своей преступной идеи. Здесь и письмо матери, и страшные уличные сцены, и рассказ о Соне.

За Словом идет Дело — убийство старухи. Кроме ростовщи­цы, убитой «по плану», Раскольников убивает — «случайно» — Лизавету. «Случайно» его вину берет на себя Миколка — еще одна едва не загубленная жизнь. «Случайно» из-за преступления сына сходит с ума и умирает мать героя. Раскольников — мате­реубийца. Невольный? Конечно. По чувству — невольный. А по «теории двух разрядов»? И не ведала мать, что, читая статьи Роди, приговор она себе читала смертный.

В довершение ко всему жизнь сталкивает Раскольникова с ненавистными ему людьми — Лужиным и Свидригайловым. А по лужинской теории «людей можно резать», но и по теории Раскольникова тоже. Оказывается, что Лужин и Раскольни­ков — одного поля ягоды. Теория Лужина освобождает чело­века от ложной идеи любви к другим людям, от сознания долга личности перед обществом. Отбросив всякую мораль, она про­возглашает, что единственная обязанность человека — это за­бота о «личном интересе», который должен стать гарантией «всеобщего преуспеяния». Ненавистен и гадок Лужин читате­лям, а Раскольников как бы уже не имеет морального права презирать Лужина? И сам герой понимает это! Раскольников пытается обмануть самого себя, найти в ужасной своей теории правую сторону — «хотел добра людям». Ради добра убивает Родион Лизавету! А подвернись на месте Лизаветы Соня, мать, сестра? Убил бы? И вот уже трескается монолитная его теория. За помощью обращается Раскольников к Соне, но «слабенькая» и «немудрая» Соня не понимает его «высокой идеи», опровергает ее. Именно Соня станет спасением для души Ро­диона. Она разрушает, уничтожает неопределенность и смяте­ние его духа. Не случайно, что в день воскрешения убитой души Родиона звучит тема солнца, которое, казалось, погасло для него навсегда. Вместо ночных кошмаров — весеннее утро. Вместо гроба — «облитая солнцем необозримая степь».

Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова, потому что роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. «Живой процесс жизни» всегда опровергает идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута «живым процессом жиз­ни» и идея Раскольникова: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совер­шенно другое». Таким образом, в эпилоге линия событийной борьбы доведена до развязки, отношения Раскольникова с ка­торжными дошли до возможности трагического конца, идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление про­тив нравственных норм жизни оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. Исход: начать новую жизнь.

Почему же книга Достоевского популярна и в наши дни? Почему она все так же волнует умы и сердца современных читателей?

Скорее всего потому, что мысли и идеи, заложенные До­стоевским в «Преступлении и наказании», актуальны и в наши дни. Множество современных и молодых людей частенько за­дают себе такие же вопросы, какие задавали себе герои «Пре­ступления и наказания». Множество людей, живущих в XX веке, стоят перед выбором: двигаться ли «по пути наименьшего сопротивления», приняв за истину то, с чем легче всего жить, или через страдания и ошибки, борьбу и неудачи, то есть тем же путем, по которому вел Достоевский своего героя, пробиться к тому единственному и вечному, что называют Истиной. Осо­бенно актуальны идеи Достоевского в наше время, когда обез­умевший мир шаг за шагом приближается к гибели не только духовной, но и физической. Что же спасет мир? Да и есть ли у мира надежда на спасение? На этот вопрос еще в XIX веке ответил Достоевский: «Красота спасет мир!»

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.