Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Гуманизм романа «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Красота спасет мир...

Ф. М. Достоевский

 

Разные люди живут на Земле. Злые и добрые, жестокие и мягкосердечные, непримиримые и всепрощающие. У каждо­го — своя мораль, свои жизненные принципы, свои законы, но эти законы чаще всего подчинены законам общества, в котором мы живем. И, в свою очередь, существуют законы общечеловеческие, те, которые мы называем «десятью запове­дями». И главная из этих заповедей, на мой взгляд, — не убий!

Жизнь человека... Это самое ценное, что дано ему Богом. Почему самоубийство в христианстве испокон веков считалось великим грехом? Потому что жизнь дарована человеку самим Богом, и покончить с собой — все равно что швырнуть Господу в лицо его драгоценный дар. А лишать жизни другого... «Жизнь твоя висит на волоске, и я могу этот волосок перере­зать», — говорит Иешуа Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова. И слышит в ответ: «Перерезать этот волосок может лишь тот, кто его подвесил». Один человек не может покушаться на жизнь другого — они равны перед Богом. Убийца рано или поздно будет наказан. Так случилось с Раскольниковым, героем романа Федора Михайловича До­стоевского «Преступление и наказание».

Теория его была основана на неравенстве людей, избран­ности одних и унижении других. Он считал, что люди обык­новенные ("а их большинство ) обязаны жить по общим зако­нам, а люди необыкновенные (идеалом он считал Наполеона) рождены для того, чтобы повелевать, управлять обыкновен­ными людьми. Такие имеют право на все — они могут навязать свою волю, совершить преступление. Само собой, что себя Рас­кольников хотел видеть среди последних. Ему хотелось познать славу, власть, богатство, хотелось распоряжаться судьбами. Но он всего лишь бедный студент... И Раскольников решает, что он будет пробираться к своей цели, сметая все препятствия. И совершает убийство, чтобы... попробовать свои силы.

Никогда Раскольников не станет вторым Наполеоном, «ве­ликим мира сего». Для этого мало одного желания. Для этого нужна твердость духа, безграничная внутренняя сила, уверен­ность в себе, безжалостность. Вряд ли Наполеон когда-либо метался в полубезумном состоянии и вопрошал себя: «Смогу ли я? Сумею ли? Вошь я или человек?» Наполеон был сильным, твердым человеком. Раскольников же — слаб. И он осознает это и начинает презирать себя еще больше. И только Соня Мармеладова понимает, как он несчастен. «Нет, нет тебя не­счастней никого теперь в целом свете». Соня — необыкновен­ный человек. Чуткая, добрая, покорная, думающая всегда только о других и считающая каждого человека Божьим со­зданьем. Раскольников пытается оправдаться перед ней: «Я ведь только вошь убил, Соня, гадкую, зловредную ...» — «Это человек-то вошь?» — поражается Соня. Но она не обвиняет Раскольникова, мне кажется, она вообще не способна никого обвинить, она жалеет его. Она ни разу не упрекнула его в убийстве — а ведь он убил единственную ее подругу Лизавету. Соня лишь жалеет его. Раскольников достоин жалости. Все его отрицательные эмоции по отношению к людям — презре­ние, ненависть, равнодушие — все это, словно бумеранг, воз­вращается к нему самому. Он уже не людей презирает и нена­видит, а самого себя. Он уже не окружающих, а себя считает полным ничтожеством. А это, по-моему, самое страшное для человека...

Соня спасает его. Она его любит, безгранично, преданно любит. «Я куда угодно за тобой пойду», — говорит она и вы­полняет свое обещание. Если бы она не поехала за ним на каторгу, если бы не была так настойчива — настойчива тихо, скромно, по-своему, он не понял бы, что тоже любит ее. Рас­кольников сомневался: нужна ли она ему, порой не разгова­ривал с ней, мучил ее... Но Соня знала, что любит его, и подсознательно чувствовала, что он ее тоже любит. Она готова была всегда находиться рядом с ним: в горе и в радости, в болезни и здравии, в бедности и богатстве. И в конце концов он понял, что не может без нее жить, что они — одно целое... «Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Соня спасла Расколь­никова, но он и сам шел навстречу своему спасению, он был наказан и спасен своей непотерянной человечностью, состра­данием, любовью. Раскольников давал Соне свои силы, напол­нял душу мужественностью. «Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа — но теперешний рассказ наш окончен».

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.