Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: В чем трагедия Раскольникова?


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и нака­зание» — характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Рас­кольников совершает преступление: убивает старуху процентщи­цу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.

Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие чи­татели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным геро­ем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова?

Своего героя Достоевский наделил прекрасными челове­ческими качествами: Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истин­ное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно прохо­дит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа — Разумихин, Соня, Дуня — любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться?

Достоевский показывает, что Раскольников, человек гу­манный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совер­шил убийство «по теории», воплощая абсурдную идею, рож­денную социальной несправедливостью, безысходностью, ду­ховным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам на­ходился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория толкнула на преступление.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей тео­рии, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоре­чие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свид-ригайловьш. Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, «все дозволено». «Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, «перешагнули через кровь».

Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, ко­торая должна была вывести его из тупика, оказывается несо­стоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожираю­щих друг друга «трихнинов». Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может на­ходиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех.

Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не На­полеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмыслен­ности совершенного злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится надушу Раскольникова. Теория «сильного человека» не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как вся­кий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Расколь­никову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для «жизни по совести», искупить свой грех «подвигом братолюбивого общения».

Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой.

И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, ко­торый пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет спра­ведливое наказание за свое преступление. В таком отношениик Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.