Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Читая Достоевского


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Во все времена существует и будет существовать понятие общественной морали — определенный набор правил и норм поведения, он во многом определяется той эпохой, в которую выпало жить. Все мы живем в обществе, зависим от него, при­спосабливаемся к нему и с детства впитываем те устои, кото­рые в данном обществе существуют. Но вместе с общественны­ми нормами всегда существовали и будут существовать люди, которые не хотят согласиться с существующими правилами, восстают против них и стремятся создать правила новыз — для всех людей или для себя одного. Проблемы общественной морали, взаимоотношений человека и общества всегда находи­лись в центре внимания русской литературы. Ф. М. Достоев­ский является одним из тех писателей, которые заставляют читателей задуматься об общественной природе человека.

Тонкий психолог, философ, исследователь человеческой души, Федор Михайлович Достоевский непрерывно анализи­рует поступки и мотивы поступков своих героев. Что таится в потаенных уголках души человека? Каждый из людей — это средоточие, загадочное сочетание хорошего и плохого, доброго и зловещего, честного и подлого. Писатель старается понять, насколько сильно среда влияет на человека и что может по­мочь человеку противиться влиянию окружающей среды.

Герои Ф. М. Достоевского — люди, чувствующие себя «униженными и оскорбленными», обиженными на жизнь. В душе наиболее сильных героев — таких, как Родион Расколь­ников, — возникает стремление взять от жизни то, что они не­дополучили, то, чего они были лишены в силу внешних обсто­ятельств. Писатель согласен: нищета, общественная неспра­ведливость настолько велики, что нельзя осудить Соню, про­дающую свое тело ради своей семьи, или Дуню, собирающую­ся выйти замуж за нелюбимого человека во имя благополучия брата. Можно простить внешний грех, если он оправдан внут­ренней чистотой, ибо только великие страдания приводят к очищению души, к познанию Бога. Да, общество называет по­ведение Сонечки преступным, но не закрывает ли оно при этом глаза на другие, более серьезные преступления?

Родион Раскольников тоже задумывает свое преступление — убийство старухи — ради счастья других людей. Но даже он сам в какой-то момент начинает понимать, что это лишь отговорка, способ успокоить свою совесть. ТЕОРИЯ — вот что на самом деле движет им: проверить, может ли он со­вершить этот поступок, относится ли он к числу тех великих людей, которым дозволено в жизни больше, чем обыкновен­ным людям, тем «тварям дрожащим», которых так презирает герой Федора Достоевского. И писатель убедительно, шаг за шагом, доказывает всем нам, что никакое убийство не может быть оправдано теорией, какой бы красивой и стройной она ни казалась. Только одна теория, один великий закон может быть мерилом поступков человека — великий закон нравственнос­ти, основанный на христианской религии, на стремлении к по­иску в себе Бога. Кто вправе решать, имеет ли ценность жизнь конкретного человека, или нет? А вдруг этой ничего не знача­щей, с точки зрения другого человека, личностью, которую можно безболезненно убить, окажется твоя мать, сестра, ребе­нок? Только Бог, считает Достоевский, имеет право распоря­жаться судьбами людей. Ставить себя на место Бога — это ли не величайшее из преступлений, ведь следствие этого — пол­ная безнаказанность, вседозволенность и потеря человеком всех моральных норм. И людей, которые это не понимают, ждет страшный конец. Мучится от угрызений совести Родион Раскольников, не находя сил простить себе самому содеянное. Кончает жизнь самоубийством Ставрогин из романа «Бесы», чтобы по крайней мере таким образом доказать себе, что он может «распорядиться» хотя бы своей жизнью.

Да, заела «среда» жизнь многих героев Федора Достоев­ского. Но разве нищета и обездоленность то главное зло, ко­торое видит писатель в обществе? Не гораздо ли страшнее падение общественной морали, возникающее в людях ощу­щение всеобщей вседозволенности, которое Ф. М. Достоев­ский связывал главным образом с развитием в обществе со­циалистических идей? Ведь, по сути, что такое революция? Все то же стремление принести в жертву определенное коли­чество людей ради счастья всех остальных. Но кто дал право лишать человека величайшего дара — его жизни — даже ради высокой и красивой цели?

Все мы еще долгое время будем испытывать ужас от того, что в XX веке в России победила именно та идеология, которой так боялся великий русский мыслитель Ф. М. Достоевский и от ужасов которой предостерегал он нас своими произведения­ми. Лихорадка, зуд вседозволенности во время революции, братоубийство во время гражданской войны, массовые репрес­сии, превратившие всю страну в тюремный лагерь, — вот след­ствие того, что для нескольких поколений людей России представления о христианской нравственности, о вечных челове­ческих ценностях подменили идеалами «светлого коммунис­тического будущего», ради достижения которого не только можно, но и должно пожертвовать миллионами людей.

Произведения Федора Достоевского ставят перед читате­лями ряд вечных вопросов. Это и вопросы ответственности за свои мысли и поступки, и вопросы признания ценности жизни другого человека, и вопросы стремления каждого че­ловека к духовному совершенству. Но не менее важно обра­щение писателя к обществу в целом. По мнению Ф. М. До­стоевского, именно общество должно стремиться к нравст­венному, христианскому отношению к личности, именно об­щество должно задуматься, какие устои царят в нем и како­вы последствия тех ужасных «теорий», которые могут стать источником бед для многих поколений. А потому, читая про­изведения Ф. М. Достоевского, мы должны извлекать уроки из жизни его героев, чтобы, быть может, предотвратить мно­гие непредсказуемые зловещие преступления в самих себе.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.