Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роль идеи в судьбе героев И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Русскую литературу всегда отличала неистребимая жаж­да разрешения актуальных общественных проблем. Лучшие писатели чувствовали себя носителями истины, про­поведниками, учителями жизни. Соответственно и герои их произведений-— это «герои мировоззрения», люди, ищу­щие смысл бытия, исповедующие какую-то идею. В центре внимания русских писателей оказывается человек с пыт­ливым умом и беспокойным сердцем. Он создает теории, стремясь объяснить жизнь, но чаще всего становится за­ложником и жертвой своей идеи, страдая от невозможнос­ти ее реализовать или постепенно убеждаясь в ее несостоя­тельности.

Именно такой тип героя представлен в романах И. Тур­генева «Отцы и дети» и Ф. Достоевского «Преступление и наказание». И тот и другой умели не только угадать на­сущные идеи своего времени, но и предсказать их послед­ствия. И. Тургенев в образе Базарова воплотил нового че­ловека, героя времени, нигилиста. Базаров уверенно нисп­ровергает авторитеты и исповедует только пользу и опыт. Он принадлежит эпохе бурного развития естественных наук и собирается именно им посвятить свою жизнь. Базаров не сомневается, что природа — это «мастерская, а человек в ней работник», что любовь — это блажь и чепуха, что по­эзия и искусство могут интересовать только «отставных» людей. До тех пор, пока герой не сталкивается с подлин­ными, глубокими человеческими чувствами, ему легко ос­таваться непоколебимым и убежденным. Однако писатель готовит для идей героя серьезные испытания. Приезжая в Марьино уже в первый раз, Базаров лично сталкивается с «отцами», не только с их теориями и взглядами, но и с массой жизненных деталей и ситуаций. Базаров попадает к «феодалам», но они-то живые люди и он вынужден счи­таться с ними, хотя внешне и выходит победителем во всех спорах. Самым же сильным потрясением для Базарова ста­новится любовь к Одинцовой. Это сильно поколебало его взгляды и логические установки. Базаров обнаруживает романтика в себе самом, хотя и старается «не рассиропить­ся». Совсем по-другому теперь ведет он себя в Марьино, по-другому оценивает жизнь и людей. Положение героя ста­новится мучительным. Преодолеть любовь не помогает и попытка окунуться в знакомую и любимую работу. Меди­цина, в которую Базаров верил безоговорочно, как это ни парадоксально, становится причиной смертельного зараже­ния. Свой земной путь герой заканчивает в родном гнезде, происходит возвращение блудного сына, сумевшего муже­ственно признать ошибочность своих идей и достойно встре­тить смерть. Базаров прошел через страдания, претерпел драму от несовпадения убеждений и многообразия самой жизни. Он стойко перенес все испытания, но неразреши­мым для него остался вопрос: «Нужен ли я России?»

Не менее трагична судьба Р. Раскольникова, героя ро­мана Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Писа­теля особенно волновали появившиеся в шестидесятых го­дах XIX века теории «сверхчеловека», который имеет пра­во на преступление. Автором и защитником подобной идеи становится Раскольников. Бедность, унижение, уязвленное самолюбие, наблюдение над жизнью окружающих людей, раскрывающее картину насилия и несправедливости одних, нищеты и страдания других, — все это вызывает у героя углубленную работу мысли. Раскольников считает подлос­тью смирение с такой жизнью. На жестокость мира он от­вечает своей теорией. Раскольников делит мир на «владык» и «тварей дрожащих». Для первых не действуют закон и мораль большинства. «Необыкновенные» люди имеют пра­во на «кровь по совести». Преступление Раскольникова — это эксперимент над собой с целью проверить, к какой ка­сте принадлежит он сам. Правда, герой придумывает для себя спасительный обман, уравновешивая бесчеловечность своего поступка мыслью о спасении тысяч несчастных. Од­нако эта идея терпит поражение уже в момент осуществле­ния: Раскольников убивает Лизавету, одну из тех, ради кого и шел на преступление. Совершив убийство, герой испы­тывает ужас, потрясение, отчуждение от близких и отвра­щение к себе. Но, разуверившись в себе, он продолжает верить в свою «идею» даже после саморазоблачения. Толь­ко на каторге, когда Раскольников вспоминает свой сон о трихинах, делающих людей бесноватыми и заставляющих уничтожать друг друга, герой понимает, какие чудовищ­ные последствия могла иметь реализация его идеи. Досто­евский заканчивает роман воскресением души Раскольни­кова, открывшейся для бога и любви. Герой спасен еще при жизни, и в этом главная заслуга жертвенного служения Сони Мармеладовой. Рядом с Базаровым не оказалось человека, который смог бы поддержать его в трудную ми­нуту, поэтому результат его исканий не столь оптимисти­чен, как у Раскольникова.

Несмотря на разницу финалов, в обоих романах утвер­ждается одна и та же мысль. Жизнь сложнее любых тео­рий, все в них предвидеть невозможно, а потому они еще более опасны, поскольку их последствия непредсказуемы. Служение «идее» становится разрушительным для челове­ка, а состоятельность личности измеряется умением дос­тойно преодолевать заблуждения.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.