Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Проблема «маленького человека» в произведениях Ф. М. Достоевского


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались пи­сатели. Первым ее затронул А. С. Пушкина в повести «Станци­онный смотритель» и поэме «Медный всадник». Продолжате­лями этой темы явились Н. В. Гоголь, создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича, М. Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Мак­сима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье, на свой взгляд на жизнь. Ф. М. Достоев­ский является не просто продолжателем традиций русской ли­тературы, но и дополняет ее, так как открывает новый аспект этой темы. Достоевский становится певцом «бедных людей», «униженных и оскорбленных». Поэтому творчество Достоев­ского так цельно тематически. Своим творчеством Достоев­ский пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и со­страдание. Как совершенно верно заметил Белинский, «Гоголь только первый навел всех <...> на эти забитые существования в нашей действительности, но <...> г. Достоевский сам собою взял их из той же самой действительности».

Как многие выдающиеся русские писатели, Ф. М. Достоев­ский уже в первом романе в письмах «Бедные люди» обращается к теме «маленького человека». Главные герои романа — Макар Девушкин — полунищий чиновник, придавленный горем, нуж­дой и социальным бесправием, и Варенька — девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Как и Гоголь в повести «Шинель», Ф. М. Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Форма романа в письмах позволила писателю точно передать психологию «бедных людей», их душу. Автор сочувст­вует своим бедным героям, показывает красоту их души и внут­реннее благородство. Писателя волнует проблема самосознания человека, но вместе с тем судьба главных героев изображается на широком фоне повседневной жизни многочисленных обитателей Петербурга. Писатель окружает героев их социально-психологи­ческими «двойниками», история каждого из которых представ­ляет как бы еще один типичный, возможный поворот судьбы Девушкина и Вареньки. Тем самым писатель подчеркивает законо­мерность, всеобщность их трагической социальной судьбы. Не случайно роман получил высокую оценку прогрессивных рус­ских критиков, а В. Г. Белинский сказал о нем: «...Роман откры­вает такие тайны жизни характеров на Руси, которые до него и не снились никому».

Тема «бедных людей», и особенно ее социальный аспект, была продолжена автором в «Преступлении и наказании». Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека. Местом действия романа становится Петербург, причем самая бедная часть города. В этом произведении не встретишь описа­ний парадной столицы, все серо, грязно. Федор Михайлович создает обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывается в душу «маленького человека» и открывает в нем залежи огром­ного духовного богатства. Перед нами разворачивается жизнь семьи Мармеладовых. Мармеладовы — люди, задавленные жизнью. Спивается с горя и теряет человеческий облик чинов­ник Мармеладов, которому больше «некуда идти». Измучен­ная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Екате­рина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Тяжела и судьба семьи Родиона Раскольникова. Его се­стра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Сам же Родион, всем своим естеством противя­щийся тому состоянию жизни, которое он видит, задумывает преступление, корни которого, отчасти, лежат в сфере соци­альных отношений в обществе, в отношении общества к че­ловеку. Раскольников понимает, что жестокая сила, создаю­щая в жизни тупики для бедняков, и бездонное море страда­ний — это деньги. Достоевский делает Петербург городом безнравственным, городом, в котором утрачено представле­ние о высших ценностях, и прежде всего — о гуманности.

Созданные автором образы «маленьких людей», проник­нуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Души «бедных людей» могут быть прекрасны, полны душев­ной щедрости и красоты, не сломлены тяжелейшими усло­виями жизни. Разве можно сравнить красоту Дуни с тупым самодовольством Лужина или бросить камень в Сонечку, ко­торая становится воплощением того нравственного идеала, который утратил Раскольников?

Миропонимание Ф. М. Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к че­ловеку, высоком гуманизме. Писатель опровергает социаль­ные теории, в которых говорилось о необходимости и воз­можности пожертвовать жизнью нескольких людей ради счастья остальных. По мнению Ф. М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек — высшая ценность.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.