Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мое восприятие Достоевского


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Сердце русского писателя было

колоколом любви, и вещий и

могучий звон его слышали

все живые сердца страны...

М. Горький

 

Сила и величие русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству Досто­евского во всем мире не случаен. Мир стремится к освобож­дению от всех видов рабства, включая и психологическое рабство. Достоевский глубоко сочувствовал всему угнетенно­му человечеству. Он пробуждал в страдающих сердцах на­дежду на будущее, достойное человека. Власть денег, попра­ние человеческого достоинства, бредовые идеи «вседозволен­ности» — все это смело разоблачает Достоевский в своем творчестве. Произведения писателя отличает страстный гу­манистический пафос.

Известно, что некоторые современные ученые на Западе пытаются доказать, что Достоевский — певец отчаяния, про­поведующий неверие в человека, что он стоит у истоков упаднических литературных течений. В связи с этим устраи­ваются различные международные конгрессы, где россий­ским литературоведам приходится опровергать все эти до­мыслы.

Самым важным вопросом жизни Достоевского была борь­ба добра и зла в человеке. Писатель рассматривал зло как по­рождение алчности, корыстолюбия, властолюбия, поклоне­ния «золотому тельцу» и т.д.

По христианской религии — это семь смертных грехов, которые человек должен знать и избегать совершать, если не хочет погубить свою душу. Все это ярко отражено в таких произведениях Достоевского, как «Зимние заметки о летних впечатлениях», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».

Действительно, творчество писателя нельзя назвать радуж­ным, но в то же время Достоевский глубоко верил в добрые на­чала в человеке. По его творчеству видно, что он всю жизнь вынашивал идею о будущем совершенном и справедливом об­ществе. Эту прекрасную, гуманистическую идею проповедуют его герои — князь Мышкин из «Идиота» и Алеша Карамазов из «Братьев Карамазовых». Эта идея красной нитью проходит в дневниках и письмах великого писателя. Осуществление своей мечты писатель видел в преображении человека. Он счи­тал, что человек должен усовершенствовать свою собственную природу, осознать ответственность перед другими людьми, бес­корыстно трудиться на общее благо.

Велико значение Достоевского в литературном процессе прошлого века. Известно, что он не примыкал ни к какому литературному направлению. В то время, когда писатели-либералы Гончаров и Тургенев критиковали господству­ющие классы, а писатели демократического лагеря создава­ли идеалы и типы «новых людей» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов), Достоевский искал Бога в чело­веке. По-моему, Алеша Карамазов и князь Мышкин наделе­ны качествами Христа. Как ни странно, признавали Досто­евского и большевики. Луначарский писал о нем: «Все его повести и романы — огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде...» Видимо, большевиков устраивало в Достоевском то, что он воспевал «маленького» человека. Это можно было легко истолковать как протест против част­ной собственности.

В творчестве Достоевского, на мой взгляд, противоречий и парадоксальных моментов больше, чем у других русских писателей того времени. Он, например, боролся против вся­кой социальной несправедливости, угнетения человека чело­веком, против власти денег, а с другой стороны, проповедо­вал христианское смирение, верил, что все человеческие во­просы может разрешить только Бог. Эти противоречия чита­тель найдет почти во всех произведениях Достоевского, на­чиная с его первого романа «Бедные люди» и кончая «Бра­тьями Карамазовыми».

Личная судьба Достоевского сложилась очень драматич­но. В 40-х годах он увлекся учением социалистов-утопистов. Это кончилось для него гражданской казнью и четырехлет­ней каторгой. Он и на каторге продолжает писать. Этот пери­од его жизни ярко описан в «Записках из мертвого дома».

Свои размышления о творчестве Достоевского я хочу за­вершить словами Добролюбова: «В произведениях г. Достоев­ского мы находим одну общую черту, более или менее замет­ную во всем, что он написал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным челове­ком, самим по себе».

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.