Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: В чем своеобразие художественной манеры Ф. М. Достоевского?


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Человек — вот тайна, и если бу­дешь

ее разгадывать всю жизнь, не го­вори,

что потерял время зря. Я

занима­юсь этой тайной,

ибо хочу быть человеком...

Ф. М. Достоевский

 

Все творчество Достоевского — это художествен­ные исследования человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского — это че­ловек, потерявший целостность, человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим со­бой.

В записной тетради 1880—1881 гг. он писал, что хочет «при полном реализме найти человека в чело­веке. Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я конечно народен (ибо направление мое истекает из глубины христианского духа народного)... Я реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

Большой социальной значимостью обладает от­крытый Достоевским человек подполья, «подпольный парадоксалист». Писатель заметил по этому поводу: «Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в не­возможности достичь его». Чем более герой этого пи­сателя осознает свое униженное положение — поло­жение винтика, — тем более он хочет отстоять свое человеческое достоинство. Непомерно растут его ам­биции, утрачиваются моральные нормы, теряется нравственный стержень личности. Писателем показан душевный мир человека, который не в силах противо­стоять давлению окружающей социальной среды, ухо­дит в кошмарное нравственное «подполье».

«Найти в человеке человека» значило для писа­теля найти нравственную духовную силу человека. Путь распада личности, ее страдания, которые она испытывает в своем стремлении к идеалу, — главная тема Достоевского 60—70-х гг. Писатель исследует путь нового сознания, и первый, кто идет этим пу­тем, — это Родион Раскольников.

В своих произведениях Ф. М. Достоевский разра­ботал особый тип философского, психологически углубленного реализма, основанного на обостренном внимании к наиболее сложным и противоречивым формам бытия и общественного сознания его эпохи, на умении достоверно отразить ее основные, глубин­ные противоречия.

Для раскрытия более глубинных черт характера автор сводит его на страницах своих произведений с большим количеством различных персонажей. Ге­роя мучат неразрешимые вопросы, его захватывает яркая палитра чувств, мыслей и настроений, не ис­пытывавшихся им раньше.

Одно из основных произведений Достоевского — роман «Преступление и наказание» — написан им в период зарождения в России капиталистических от­ношений. В связи с этим в стране обостряются соци­альные противоречия и намечается подъем социаль­ного движения. В своей работе автор раскрывает внутренний мир не только отдельных личностей, но и психологию разных слоев общества. Он затрагивает внутреннее состояние низших, обездоленных слоев на­селения, живущих в постоянной нужде и унижениях. Писатель раскрывает и характеры преуспевающих дельцов.

Достоевский не просто писал роман, он ставил пе­ред будущими читателями философские и нравствен­ные вопросы. Пытаясь дать ответ на них по ходу пове­ствования, он, кроме того, давал возможность читателю самому найти решение. Герой романа выступает преж­де всего как мыслитель и полемист, который своей жиз­нью испытывает собственные идеи и убеждения.

Для творчества Достоевского характерна тща­тельная продуманность имен и фамилий его героев, которые полны глубочайшего смысла. Исследовате­ли выдвигают различные взгляды на смысл фамилии главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Бемм говорит о возможно­сти двойного толкования фамилии: одно как «раскол, раздвоение»; другое связывает со словом «раскольни­чество», то есть одержимость одной мыслью, фана­тизм, упрямство. Интересно толкование фамилии, имени и отчетства героя, данное Беловым: «Раскол Родины Романовых». Во всех произведениях Достоевского прослежи­вается его критика «теории среды», которая как бы снимает с человека личную ответственность за его общественное поведение и переносит вину за его вольное и невольное зло на тяжелые социальные об­стоятельства. Суждения Федора Михайловича о чело­веке сложены из понимания свободы личности, не полностью подчиненной «закону среды», из раскры­тия противоречивости самой природы человека, не­сущей в себе и начало зла, гибели, разрушения.

В романах Достоевского рождается не безнадеж­ное «свидригайловское» отчаяние, а, наоборот, надежда на возрождение, пусть и мучительное, но все же дости­жимое. Отсюда следует возможность борьбы человека с собой, возможность преодоления себя, сознание лич­ной ответственности за собственную жизненную пози­цию. И в итоге появляется возможность нравственного самовоспитания и возрождения, «воскресения».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.