Сочинения по литературе


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма «Рекви­ем» явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе.

Внутренний мир поэта настолько удивителен и тонок, что абсолютно все переживания в той или иной степени оказывают на него свое влияние. Настоящий поэт не может оставить без внимания ни одной дета­ли или явления окружающей жизни. Все находит свое отражение в стихах: и хорошее, и трагическое. По­эма «Реквием» заставляет читателя еще раз задумать­ся о судьбе гениальной поэтессы, которой пришлось столкнуться с ужасающей катастрофой.

Эпиграфом к поэме стали строки, являющиеся, в сущности, признанием в сопричастности ко всем бедствиям родной страны. Ахматова честно призна­ется, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны, даже в самые страшные периоды:

 

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью,

был.

 

Эти строки написаны уже намного позже, чем сама поэма Они датированы 1961 г. Уже ретроспек­тивно, вспоминая события прошедших лет, Анна Андреевна заново осознает те явления, которые про­вели черту в жизни многих людей, отделяя нормаль­ную, счастливую жизнь и страшную, бесчеловечную действительность.

Поэма «Реквием» достаточно коротка, но сколь сильное действие она оказывает на читателя! Это про­изведение невозможно читать равнодушно, горе и боль человека, с которым произошли страшные со­бытия, заставляют точно представить себе весь тра­гизм ситуации.

В нескольких строчках, названных «Вместо пре­дисловия», Анна Андреевна рассказывает о том, что предшествовало написанию поэмы. Годы ежовщины по сути своей были геноцидом против собственного народа. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие люди заключенных, стали своеобразным символом того времени. Тюрь­ма вошла в жизнь самых достойнейших людей, сде­лала невозможным даже саму надежду на счастье.

Поэма «Реквием» состоит из нескольких частей. Каждая часть несет свою эмоционально-смысловую нагрузку. Например, «Посвящение» — это описание чувств и переживаний людей, которые все свое вре­мя проводят в тюремных очередях. Поэтесса говорит о «смертельной тоске», о безысходности, об отсут­ствии даже малейшей надежды на изменение сло­жившейся ситуации. Вся жизнь людей теперь зави­села от приговора, который будет вынесен близкому человеку. Этот приговор навсегда отделяет семью осужденного от нормальных людей. Ахматова нахо­дит удивительные образные средства, чтобы передать состояние свое и других:

 

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылых скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

 

«Ветер свежий», «закат» — все это выступает свое­образным олицетворением счастья, свободы, которые отныне недоступны томящимся в тюремных очере­дях и тем, кто находится за решеткой:

 

Приговор... И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... Шатается... Одна.

 

Анне Ахматовой пришлось пережить арест и рас­стрел мужа, арест сына. Как прискорбно, что талант­ливейшему человеку пришлось столкнуться со всеми тяготами чудовищного тоталитарного режима Вели­кая страна Россия допустила над собой такое издева­тельство, почему? Все строчки произведения Ахмато­вой содержат в себе этот вопрос. И при чтении поэмы читателю становится все тяжелее и тяжелее при мыс­ли о трагических судьбах невинных людей.

 

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусъ.

 

Россия раздавлена, уничтожена. Поэтесса от все­го сердца жалеет родную страну, которая совершен­но беззащитна, скорбит о ней. Как смириться с тем, что случилось? Какие слова найти? В душе человека может твориться что-то страшное, и нет никакого спасения от этого.

 

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

 

В этих строчках уместилось огромное человече­ское горе. Шла «как на выносе» — это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома, за ним идут близ­кие родственники. Плачущие дети, оплывшая свеча — все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.

Арест близкого человека заставляет окружающих лишиться сна и спокойствия, размышляя о горестной судьбе:

 

Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц смотрит в дом,

Входит в шапке набекрень.

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

 

Страдания поэтессы достигли апогея, в резуль­тате она практически ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, а сын в тюрьме, трагедия случилась с са­мыми близкими и родными людьми. Вся жизнь ста­ла похожа на бесконечно кошмарный сон. И именно поэтому рождаются строки:

 

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари...

Ночь.

 

Действительно, разве может человек вынести все, что выпало на долю поэтессы? Да и сотой доли всех испытаний оказалось бы достаточно, чтобы лишить­ся разума и умереть от горя. Но она жива. И как кон­траст появляется воспоминание о юности, в которой Анна Андреевна была весела, легка и беспечна.

Расставание с сыном, боль и тревога за него иссу­шают материнское сердце. Невозможно даже пред­ставить себе всю трагедию человека, с которым слу­чились столь страшные испытания. Казалось бы, всему есть предел. И именно поэтому нужно «убить» свою память, чтобы она не мешала, не давила тяжелым кам­нем на грудь:

 

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

 

Все пережитое Ахматовой отнимает у нее самое естественное человеческое желание — желание жить. Теперь уже утрачен тот смысл, который поддержи­вает человека в самые тяжелые периоды жизни. И поэтому поэтесса обращается к смерти, зовет ее, надеется на ее скорый приход. Смерть предстает как освобождение от страданий. Однако смерть не при­ходит, зато приходит безумие. Человек не может вы­держать того, что выпало на его долю. А безумие ока­зывается спасением, теперь уже можно не думать о реальной действительности, столь жестокой и бес­человечной:

 

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином,

И манит в черную долину.

 

Финальные строки поэмы символизирует проща­ние с реальным миром.

Поэтесса понимает, что безумие отнимет у нее все, что было так дорого доселе. Но именно это в дан­ной ситуации оказывается лучшим выходом, симво­лизирует собой спасение, освобождение от всего, что так мучит и тяготит.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.