Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Гоголя Н. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Человеческие типы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Когда комедия «Ревизор» вышла в свет, критики с неве­роятной злостью накинулись на ее автора. Гоголь писал: «Чи­новники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ни­чего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня». Гоголя обвиняли в грязной клевете на Россию, в том, что он создал «ряд смешных карикатур». Критики старались дока­зать, что Гоголь превратил частный случай в закономерную для России историю. Они даже писали о том, что города, о котором говорит Гоголь, в России не было и нет. Однако вряд ли комедия вызвала бы такой переполох, если бы не отражала с потрясающей точностью российскую действительность. Го­голь не только показал всю ущербность и порочность суще­ствующего строя, но и проник в самые глубины психологии людей. Он вывел целый ряд человеческих типов, в которых и читатели, и зрители узнали себя и своих знакомых.

Каковы же действующие лица комедии «Ревизор»? На пер­вом плане, конечно, городничий. Гоголь не называет его по фа­милии (как судью или попечителя богоугодных заведений), а только по должности — городничий, — подчеркивая тем самым значительность этого лица. И правда, вся власть у него в руках. Городничий с помощью частного пристава и квартальных вы­полняет функции полиции. Так, например, хозяин гостиницы, которому Хлестаков уже третью неделю не платит денег, грозит обратиться за помощью к городничему. В ведении городничего находятся и тюрьмы в городе. Недаром он так перепугался, ког­да узнал, что Хлестаков в городе уже две недели: «...в эти две недели... арестантам не выдавали провизии». Городничий несет ответственность за строительство в городе: «Да, если спросят, почему не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не по­забыть сказать, что начала строиться, но сгорела».

Таким образом, перед нами встает образ человека, обла­дающего неограниченной властью и злоупотребляющего этой властью с нескрываемой наглостью и цинизмом. Его нисколь­ко не волнует, что происходит в городе, за который он несет ответственность, как живут люди, которые от него зависят. Его не смущает, что заключенных не кормят, а больных не хотят лечить. Основная его цель — выжать как можно больше денег из тех, что отпущены на содержание города, и положить в свой карман. И при этом сделать так, чтобы все было шито-крыто, причем не перед своими горожанами — своих он не стесняется, — а перед вышестоящими начальниками и приез­жим ревизором.

Жена и дочь городничего — типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена наря­дов а круг интересов ограничивается чтением бульварных ро­манов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.

Следующим персонажем является судья Аммос Федоро­вич Ляпкин-Тяпкин. Тот самый знаменитый Ляпкин-Тяпкин, который берет взятки борзыми щенками. В присутственных местах, которые находятся в его ведении, «сторожа завели гусей с маленькими гусенками». Можно себе представить, как этот судья ведет дела! Да и заседатель в суде не лучше — «...он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Остается до­гадываться, до какой степени этот заседатель сведущ в судеб­ных делах.

Еще один яркий типаж — почтмейстер Шпекин. Вскры­вать частные письма и посылки — его обычное занятие. Дела­ет ли он это из любопытства или просто от скуки — неважно, но он этого не скрывает и, мало того, имеет на это разрешение городничего: «...нельзя ли вам, для общей нашей пользы, вся­кое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать...»

Попечителя богоугодных заведений Артемия Филиппо­вича Землянику нисколько не волнует, что творится в этих заведениях. Ему наплевать, что больные курят крепкий та­бак, ходят в грязных колпаках и больше походят на кузне­цов, чем на больничных пациентов. Он совершенно спокой­но говорит о том, что дорогие лекарства в больнице не употребляются: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Гоголь дает ему такую характеристику: «Проныра и плут. Очень услуж­лив и суетлив».

Схожесть Добчинского и Бобчинского проявляется даже в созвучии их фамилий. У них не только одинаковые имена — ни и думают, и говорят почти одинаково. Их рассказы с ог­ромным количеством ненужных подробностей каждый раз Утверждают, что они просто сплетники и обыватели, наконец, центральная фигура в пьесе — Иван Александ-ллестаков, коллежский регистратор, или, как говорит о нем его слуга Осип, — «елистратишка простой». Автор ха­рактеризует его так: «...несколько преглуповат и, как говорят, без царя в голове... Говорит и действует без всякого сообра­жения». В уездном городишке он появляется по очень про­стой причине: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул». Хлестаков очень предпри­имчив и хитер — он ловко воспользовался ситуацией. Впро­чем, это, видимо, было не так уж трудно, учитывая нравы и характеры местных чиновников. Ведь нужно быть невероят­но серыми и тупыми, чтобы этакий пройдоха мог остаться победителем.

Прошло более полутора веков с момента выхода комедии в свет, а ее герои, нет-нет, да и встретятся нам то там, то здесь. А значит, это не просто действующие лица пьесы, а именно чело­веческие типы, которые по-прежнему существуют.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.