Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Гоголя Н. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сатира на чиновничью Русь в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Вспомним, когда была написана комедия «Ревизор»: мрачная эпоха Николая I , действует система доносов и сыска, распространены частые инспекторские наезды «инкогнито». Сам Гоголь замысел произведения опре­делил так: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним ра­зом посмеяться над всем».

«Ревизор» стал комедией, где были выведены на сце­ну истинно русские характеры, были вскрыты обще­ственные пороки. Взяточничество, казнокрадство, ли­хоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой силой и убедительностью по­казаны Гоголем, что его «Ревизор» приобрел силу исто­рического документа.

Итак, перед нами уездный городок, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». В этом городе, который писатель назвал однажды «сборным го­родом всей темной стороны», есть все — как в малень­ком государстве. Здесь и юстиция, и просвещение, и почта, и здравоохранение, и своего рода социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведе­ний) и, конечно, полиция.

Гоголевский город представляет собой «пирамиду»: на вершине ее, как маленький царек, восседает город­ничий. Есть в городе и свой бомонд, и свое дамское об­щество, и свое общественное мнение, и свои поставщи­ки новостей в лице помещиков Бобчинского и Добчинского. А внизу, под пятой чиновников и полицейских, течет жизнь простого народа.

Город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием. Это событие — ожидание, прием и проводы ревизора. В отношении к ревизору поставлены все персонажи комедии.

Забота встревоженных властей направлена на соблюдение внешних приличий, внешней благопристойнос­ти. Ни одна из тех рекомендаций, которые дает город­ничий чиновникам насчет мер предосторожности в свя­зи с ожиданием ревизора, не относится к существу вве­ренного им дела: речь идет только о принятии мер для соблюдения благообразия.

Гоголь подчеркивает, что главной и единственной мо­ралью господствующего режима являлось лишь внеш­нее приличие: любую болезнь, любую язву можно «в са­пог — и никто не увидит». Важно только одно: надеть чистые колпаки на все болезни и язвы. Равнодушие, пре­зрение к людям, к человеческим жизням и страданиям лежат в основе такой морали. Если приличие требует, чтобы в больнице было меньше больных, пусть они «как мухи выздоравливают».

О внутренней сущности дел правители города и не думают беспокоиться: «порядок», при котором процве­тает грабеж, насилие, никакой ревизии не будет подвер­гнут. И городничий, и чиновники твердо знают, что нуж­но делать в связи с прибытием ревизора. Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза.

Чиновники города спешно производят кое-какие вне­шние улучшения (типа снятия арапника, висевшего в присутствии, или уборки улицы, по которой поедет ре­визор). «Насчет же внутреннего распоряжения, — объяс­няет городничий, — и того, что называет в письме Анд­рей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов. Это уж так самим Богом уст­роено».

Гоголевская «ситуация ревизора» раскрывает всю глу­бину натуры человека, весь строй его чувств. В чрезвы­чайных обстоятельствах, когда, говоря словами город­ничего, «дело идет о жизни человека», каждый харак­тер раскрывается глубоко.

Так, городничий — человек, «созданный обстоятель­ствами», воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета во всех делах, во всех аферах и мошенни­чествах. По словам Гоголя, он «более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки». Ему вве­рен город, и он распоряжается в нем полновластно, воз­главляя целую «корпорацию разных служебных воров и грабителей». Он считает взяточничество вполне ес­тественным явлением, ограничиваемым только чином и общественным положением взяточника. «Смотри! Не по чину берешь!» — говорит он квартальному.

Не брезгуя ничем, городничий предпочитает, одна­ко, скрывать крупные куши: он спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные на строительство церкви, представив рапорт, что она «начала строиться, но сго­рела». Пренебрежительно относясь к народу, «купече­ству да гражданству», он совсем иначе ведет себя с «ре­визором» Хлестаковым, заискивая перед ним, стараясь завоевать его расположение. При этом у городничего раскрываются незаурядные «дипломатические способ­ности»: угодничая перед «государственной особой», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста, а затем подпаивает его за завтраком с целью выведать истину.

Связанные круговой порукой, чиновники города не­повторимы в своих индивидуальных особенностях. На­пример, судья Ляпкин-Тяпкин известен «вольтерьян­ством». За всю жизнь он прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен», позволяет себе дер­жаться независимо даже с городничим. Он подводит под свое взяточничество «идейное обоснование»: «Я гово­рю всем открыто, что беру взятки, но чем?.. борзыми щенками. Это совсем иное дело».

Интересен также Земляника, попечитель богоугод­ных заведений. Он цинично относится к вверенному ему делу, презирает бедный люд, нисколько не смущаясь замечаниями городничего о недостатках в больнице: «Чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». В этих словах и жестокость, и равнодушие к судьбе людей, и готовое оправдание того, что он попросту обворовыва­ет больных. По выражению Гоголя, Земляника — «чело­век толстый, но плут тонкий».

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов — воплоще­ние полнейшего духовного ничтожества, робости и сми­рения. В его характере выражены типичные для нико­лаевского чиновничества черты: постоянный трепет и страх при одном имени начальства. Сам он признается в этом: «Заговори со мной одним чином кто-нибудь по­выше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул».

Еще один чиновник — почтмейстер Шпекин, черпа­ющий свои представления о мире из чужих писем, ко­торые он вскрывает. Однако его словарный запас все равно беден. Вот, например, место из письма, кажущее­ся ему особенно прекрасным: «Жизнь моя, милый друг, течет... в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет...».

Каждый из созданных Гоголем образов своеобразен и индивидуален, но все вместе они создают облик чи­новничества как аппарата, управляющего страной. И вот все эти провинциальные чиновники полностью рас­крывают себя перед мнимым ревизором.

Хлестаков — гениальное открытие Гоголя. В нем есть стремление казаться «чином повыше» и способность «блистать среди себе подобных при полной умственной и духовной пустоте». По выражению В.Г.Белинского, «микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» — черты, выражающие сущность «хлестаковщины» и свой­ственные чиновничеству России того времени.

Хлестаков в начале даже не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело от­дается «приятности» нового положения. И его главное качество — стремление порисоваться, пустить пыль в глаза — проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге. По замыслу Гоголя, Хлестаков «не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит». Маленький чиновник, он чувствует особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распе­кающего» других.

Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, раз­вертываемые им, — все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, добчинских, их представлениям о «настоящей» жизни. Иван Александрович Хлестаков — это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал че­ловека в этом обществе.

Таким образом, хлестаковщина — это оборотная сто­рона общественной системы, основанной на взятках, казнокрадстве, чинопочитании, ее неизбежное след­ствие.

В финале комедии, знаменитой немой сцене, выра­жена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.

Гоголь надеется на то, что голос сатиры, сила насмеш­ки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей. Злые на первый взгляд строки его комедии были продиктованы любовью к России и верой в нее. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять причины, весь ужас этих явлений и постараться изба­виться от них. Вот почему произведения Гоголя актуаль­ны и по сей день

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.