Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Гоголя Н. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Ревизор» — сатира на крепостническую Русь


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» впервые была постав­лена 19 апреля 1836 года в Петербургском Александ­рийском театре. Николай I заметил: «Ну, пьеска! Всем досталось, а больше всего — мне!» Позже, в «Автор­ской исповеди», Гоголь скажет: «В «Ревизоре» я ре­шился собрать в одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека спра­ведливости, и за одним разом посмеяться над всем». Перед нами современная Гоголю эпоха. На сюжет, под­сказанный Пушкиным, Гоголь создал глубоко правди­вую комедию, проникнутую острым юмором, действи­тельно, свалив «в одну кучу» всех чиновников, во главе с городничим, их жен и детей, купцов, мещан, полицей­ских и других обитателей городка, растревоженного, как муравейник случайно попавшим в него жуком, из­вестием о приезжем чиновнике — вероятно, ревизоре.

Маленький, захолустный городок, где царит произ­вол и нет даже полицейского порядка, где власти обра­зуют корпорацию мошенников и грабителей, восприни­маются как символ всей николаевской системы. Эпи­граф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий, обличительный смысл «Ревизора». Весь строй пьесы давал понять, что захолустный город, из которого, как сказал городничий, «хоть три года ска­чи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого. Реакционе­ры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нере­альным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося в дороге трактирного ден­ди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Подобным образом однажды Пушкина в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Главная причина, заставившая всех проворовавшихся чиновни­ков принять Хлестакова за ревизора, — это страх, затуманивший глаза. Городничий, плут первого разряда, неглуп, но он боится, что его разоблачат, отсюда его слепота по отношению к Хлестакову.

В комедии правдиво раскрыта психология и харак­теры людей, которых в жизни можно было встретить нередко. Хлестакова принимают за крупного чина только потому, что он «не платит и не едет». Городни­чий дает Хлестакову деньги и радуется, что сумел су­нуть взятку, это значит, что Хлестаков «свой», т. е. та­кой же взяточник.

Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что цер­ковь построили, но она сгорела). Все чиновники — по­рождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок.

Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в бумаги, по­тому что не может разобрать, где правда, а где неправ­да. Многолетняя волокита и взятки — таков суд в этом городе.

Смотритель богоугодных заведений Земляника дав­но махнул на все рукой, он знает о воровстве в больни­цах, но ему нет дела до людей. Он заявляет: «Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Нико­лае I были в большом ходу.

Смотритель училищ Хлопов — запуганное сущест­во, он считает, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не до­пустят. Почтмейстер вскрывает чужие письма (намек на шефа жандармов Бенкендорфа).

Образ Хлестакова — один из самых ярких создан­ных Гоголем. Характер Хлестакова совершенно новый в литературе. «Хлестаковщина» стала именем нарица­тельным. Хлестаков — наивный баловень, пустейший дворянчик, прожигающий средства своего отца-поме­щика. Он пустышка, «без царя в голове», и он же во­площение нахальства. У него «легкость необыкновенная в мыслях». «Он просто глуп, — писал Гоголь, — болта­ет, потому что слушают, врет, потому что хорошо поел и выпил хорошего вина». Он легко переходит от фанфа­ронства к трусости, от заносчивости к унижению. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, самое главное для него пыль в глаза пустить. Он может совер­шить любую подлость, потому что не имеет понятия о добре и зле. Он и игрок, и подлый волокита, и взяточ­ник, и крепостник (слуга голодает, ему это безразлично). Он врет, а все видят в этом вранье исполнение своих за­ветных желаний, их не шокирует, когда он, завравшись, хватит лишнего.

На втором плане в пьесе: купцы, мастеровые, поли­цейские — вся уездная Россия. Типичность персона­жей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. В изображении характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен наших театров.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.