Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Гоголя Н. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мотив страха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» стала заметным явлением в рус­ской драматургии и заняла достойное место среди лучших произведений, не только писателей XIX века, но и нашего времени. Все, что показано в пьесе, не изжило себя до сих пор. Великий писатель смог уловить то, что присуще людям вне зависимости от времени и места проживания.

Герои комедии - типичные представители чиновно-бюрократического аппарата России 30-х годов прошлого столетия. Перед нами предстал типичный уездный город великой Российской империи, населенный чи­новниками, олицетворяющими все пороки этого общества.

По словам самого Гоголя, наряду с образами чиновников, действую­щим лицом комедии является страх. Он не только способствует дви­жению сюжета, но и служит способом изображения существующей вла­сти и обличителем ее пороков. Именно страх создает ситуацию заб­луждения, на которой построен весь сюжет и конфликт комедии. Городничий читает письмо, из которого следует, что в город «едет реви­зор из Петербурга, инкогнито... с секретным предписанием». Следуя чувству страха, Городничий связывает свой сон про двух крыс с пренеп­риятным известием — приездом ревизора и со всеми бедами, сваливши­мися ему на голову. Государственные мужи, живущие ради собственно­го блага, страшатся приезда ревизора и долгое время не могут понять, почему ревизор едет именно к ним, выдвигая при этом различные пред­положения:

«Судьба», - вздыхает Городничий, - «...тонкая и больше политичес­кая причина», - заявляет судья.

Не придя к единому мнению, они продолжают бояться. Из-за стра­ха быть обвиненными в полной халатности к делам ведомств, им вве­ренных, Городничий советует чиновникам произвести улучшение каж­дому в своей сфере: над каждой кроватью в больнице надписать по-латыни или на другом каком языке название болезни, гусей из суда забрать на кухню и так далее, при этом Антон Антонович мудро уточ­няет, что он давно все это заметил, да забывал сказать. Городничий дает всем ясно понять, что хорошо выполняет свои обязанности. Он также уверен, что «грешки грешкам рознь», а главное - суметь дать взятку ревизору. Придя к такому выводу, все немного успокаиваются, напряжение ослабевает. Но тут вбегают Бобчинский и Добчинский, которым вроде бы и нечего бояться, потому что они городские помещи­ки, и объявляют, что человек, описанный в письме, уже две недели жи­вет в их городе. Чиновники все тут же перепугались, что Хлестаков уже все выведал, и страх с новой силой охватывает всех персонажей комедии. Все в растерянности и не знают, что же им делать, то ли «ехать в гостиницу народом», то ли «вперед пустить голову, духовен­ство, купечество». Городничий старается взять себя в руки и не совер­шать опрометчивых поступков под действием страха. Он дает распо­ряжение чисто вымести улицу, по которой поедет ревизор, мусор зак­рыть забором, а сам едет с Добчинским в гостиницу. В трактире, общаясь с Хлестаковым, он пытается выяснить, кто он такой. Все это время Добчинский прячется за дверью, боясь выйти. Городничий, боясь, что о нем могут плохо подумать и желая смягчить Хлестакова-ревизора, при­глашает того пожить у себя дома. Все чиновники уже объяты страхом, пока Хлестаков спит. И уж совсем чиновники падают духом, когда «ревизор» начинает «рассказывать» им о своей жизни в Петербурге: он с «Пушкиным на дружеской ноге», «всякий день на балах», «управ­ляет департаментом», «к министрам вхож» и т. д. И чтобы войти в доверие к проверяющему, снискать его расположение, они начинают «одалживать» ему деньги, то есть давать взятки, чтобы таким образом откупиться от своих грехов, ибо знают, что «все так поступают», как говорит Городничий. Именно страх перед возмездием за совершенные преступления заставляет чиновников принять Хлестакова, «фитюль­ку», ничтожество, «елистратишку» за важного человека.

Особого чувства страха не испытывают, пожалуй, только жена и дочь Городничего. Для них Хлестаков не столько ревизор, сколько связь с другим миром, с Петербургом, с возможностью узнать столичные ново сти, сплетни, новое о литературе, моде. И в этом отношении Хлестаков представлял для них превосходную возможность удовлетворить свой интерес. Но страх владеет и Хлестаковым. Он охватил его еще при первой встрече с Городничим в трактире. Хлестаков думал, что тот явился, чтобы посадить его в тюрьму, так как он не платил за прожи­вание. Хлестаков появляется на сцене не как Чацкий, который уверен в себе и в своей правоте. «Ревизор» же дрожит от страха, но когда встречает столь радушный прием, то забывается и начинает так врать, что сам постепенно начинает верить в свое вранье. Он рассказывает о своей вымышленной жизни в Петербурге, о своих многочисленных ли­тературных и музыкальных достижениях: «Женитьбе Фигаро», «Нор­ме», «Юрии Милославском»; об арбузе в семьсот рублей, об игре с ми­нистрами, о 25 тысячах курьеров, которые находятся у него на службе. Он уже сам не может понять, кто он такой: мелкий служащий, не получивший никаких высоких чинов и по сему отозванный отцом до­мой, или «ваше превосходительство», управляющий департаментом, из­вестный всем чиновникам в Петербурге человек. Не понимая, что ему грозит разоблачение, он продолжает врать дальше. Он признается в любви дочери и жене Городничего, причем объяснение происходит в одних и тех же выражениях, он даже просит руки Марьи Антоновны. Единственный, кто первый понял ошибку, - это слуга Хлестакова Осип, который, боясь за своего господина, увозит его под предлогом спросить благословения на брак у дядюшки. Здесь Гоголь использует типичную ситуацию в драматургии, когда слуга оказывается умнее своего госпо­дина, но им тоже владеет страх.

В это время Городничий уже мечтает о жизни в Петербурге, о гене­ральском чине и кавалерии, а Анна Андреевна о том, чтобы их дом был непременно первым в городе. Антон Антонович начинает разбираться со всеми, кто на него жаловался, в первую очередь с купцами. Он их уже не боится, он чувствует силу своего будущего зятя. Страх покидает уездный город. В доме Городничего устраивается праздник по случаю помолвки дочери Городничего. Все желают счастья Марье Антоновне и сгорают от зависти, втихомолку проклиная ее отца. Но тут грянул гром среди ясного неба: вбегает почтмейстер с письмом Хлестакова к Тряпичкину, где Хле­стаков подробно характеризует чиновников. Но Гоголь не дает возможно­сти своим героям оправиться от пережитого. Следом входит жандарм и сообщает Городничему, что «приехавший по именному повелению из Пе­тербурга чиновник требует его сей же час к себе». Обстановка снова нака­лена до предела, а чиновникам предстоит заново пережить все их страхи. Страх, как будто покинувший город, вновь возвращается, но еще с боль­шей силой.

Таким образом, страх в комедии Гоголя является двигателем сюжета, именно он лежит в основе комедии, создавая ситуацию заблуждения, или другими словами, миражную интригу. Чувство страха мотивирует поступ­ки героев, обладает способностью то усиливаться, то ослабевать. Страх становится второй натурой героев, их вторым «я» и уже управляет всем городом. Он делает комедию более динамичной и придает остроты сатире Гоголя.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.