Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Гоголя Н. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Николай Васильевич Гоголь дал в комедии «Реви­зор» широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей неболь­шого уездного города: ничтожность интересов, лицеме­рие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческо­го достоинства, суеверие и сплетни. Это раскрыто в об­разах помещиков Бобчинского и Добчинского, жены и дочери городничего, купцов и мещанок. Но более все­го характеризуют быт и нравы этого города его чинов­ники.

Описывая чиновников, Н. В. Гоголь показал массовые злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничест­во, произвол и пренебрежительное отношение к простым людям. Все эти явления были характерными, укоренив­шимися чертами чиновничества николаевской России. Именно такими предстают перед нами государственные служащие в комедии «Ревизор».

Во главе всех стоит городничий. Мы видим, что он не глуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудренный жизненным и служебным опытом, он «обманывал мо­шенников над мошенниками». Городничий — убежденный взяточник: «Это уж так самим Богом устроено, а волтерьянцы напрасно против этого говорят». Он по­стоянно присваивает себе казенные деньги. Цель стремлений этого чиновника — «со временем... влезть в генералы». А в общении с подчиненными он груб и деспотичен. «Что, самоварники, аршинники...», — об­ращается он к ним. Совсем по-другому этот человек го­ворит с начальством: заискивающе, почтительно. На примере городничего Гоголь показывает нам такие типичные черты российского чиновничества, как взя­точничество, чинопочитание.

Групповой портрет типичного николаевского чинов­ника хорошо дополняет судья Ляпкин-Тяпкин. Уже од­на его фамилия говорит об отношении этого чиновника к своей службе. Именно такие люди и исповедуют принцип «закон, что дышло». Ляпкин-Тяпкин — пред­ставитель выборной власти («избран судьей по воле дворянства»). Поэтому он держится свободно даже с городничим, позволяет себе оспаривать его. Посколь­ку этот человек прочел за всю свою жизнь 5—6 книг, он считается «вольнодумцем и образованным». Эта де­таль подчеркивает невежество чиновников, их низкий уровень образования.

Еще мы узнаем про Ляпкина-Тяпкина, что он увле­кается охотой, поэтому взятки берет борзыми щенка­ми. Делами же он совсем не занимается, и в суде царит беспорядок.

О полном равнодушии к государственной службе состоящих на ней людей говорит в комедии и образ по­печителя богоугодных заведений Земляники, «человека толстого, но плута тонкого». В подведомственной ему больнице больные мрут как мухи, врач «по-русски ни слова не знает». Земляника же тем временем рассуж­дает: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; ес­ли выздоровеет, то и так выздоровеет». Как типичному представителю чиновничества, ему также свойственно низкопоклонство перед вышестоящими и готовность донести на своих сослуживцев, что он и делает, когда приезжает Хлестаков.

Трепет перед начальством испытывает и смотрите ль уездных училищ Лука Лукич Хлопов, до смерти запуганный человек. «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул», говорит он. А почтмейстер Шпекин не нашел себе лучшего занятия, как вскрывать письма. Об ограниченности этого «простодушного до наивности» человека говорит то, что именно из чужих писем он черпает свои познания о жизни.

Наверное, групповой портрет российского чиновни­чества 30-х годов XIX века не был бы полным без тако­го яркого персонажа комедии, как Хлестаков, которого принимают за тайного ревизора. Как пишет Гоголь, это «один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует безо всякого сообра­жения». Значимость в комедии образа Хлестакова еще и в том, что он не принадлежит к кругу провинциаль­ного чиновничества. Но, как мы видим, петербургский служащий по уровню своей образованности, нравствен­ным качествам ничуть не выше остальных персонажей комедии. Это говорит об обобщающем характере изоб­раженных в комедии чиновников — таковы они по всей России.

Наверняка почти каждый из них, подобно Хлеста­кову, стремится «сыграть роль хоть одним вершком по­выше той, которая ему назначена». И при этом «лжет с чувством» и «в глазах его выражается наслаждение, полученное им от этого». Испытываемый же чиновни­ками города всеобщий страх, на котором и держится действие в комедии, не позволяет городничему и его подчиненным увидеть, кто же Хлестаков на самом де­ле. Поэтому они и верят в его вранье.

Все эти персонажи комедии создают обобщенный облик чиновничества, управлявшего Россией в те годы. Правдивое их изображение Николаем Васильевичем Гоголем позволило сказать В. Г. Белинскому, что чи­новничество — это «корпорация разных служебных во­ров и грабителей».

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.