Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Гоголя Н. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Быт и нравы провинциальной России (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Творчество одного из самых незаурядных лите­ратурных талантов — Николая Васильевича Гого­ля — пришлось на мрачную эпоху Николая I . Это были 30-е годы XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди повергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальные по глубине отражения жизни литературные произ­ведения. В поле зрения писателя попадают не толь­ко провинциальные чиновники и помещики. Темой его творчества становится вся Россия — на примере нравов и быта маленького уездного городка.

Про замысел своей замечательной комедии «Реви­зор» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем». Героями коме­дии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благо­даря на первый взгляд простому сюжетному ходу (про­езжего мелкого чиновника принимают за ревизора) ав­тор во всей полноте раскрывает характеры героев, их нравы и привычки.

Какова же Россия в миниатюре — город, из которо­го «хоть три года скачи, ни до какого государства не до­едешь»? «На улицах кабак, нечистота!» Возле старого забора, «что возле сапожника, ...навалено на сорок те­лег всякого сору». Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, ...начала строиться, но сгорела»... А как живется «купечеству» да «гражданству»? Кто обобран, кто вы­порот, у кого синяки на скулах от усердия Держимор­ды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, и боль­ные «все как мухи выздоравливают».

Узнав о предстоящем визите государственного ин­спектора, чиновники города тут же пытаются навести по­рядки в своем городе. Но к чему сводятся их усилия? К соблюдению внешних приличий (снятие охотничьего арапника, висевшего в присутствии, уборки улицы, по ко­торой поедет ревизор). «Насчет же внутреннего распоря­жения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно гово­рить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено», — го­ворит городничий.

Таким образом, Гоголь показывает, что быт провин­циального города определяется отношением чиновни­ков к своей службе. Мы видим, что те, кто в силу свое­го общественного долга призван противостоять безза­конию и заботиться о благе горожан, погрязли во взяточничестве, попойках, картежных играх и сплет­нях. Городничий, например, с гордостью объявляет: «Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов об­манул!» Ему вторит судья: «Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». Почтмейстер, выслушав пору­чение («всякое письмо этак немножко распечатать»), наивно признается: «Знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

Все созданные Гоголем в комедии «Ревизор» образы чиновников воплощают типичные черты, характерные для государственных служащих николаевской России. Помимо пошлости и двуличия, они отличаются крайне низкой образованностью. Мы видим, что самым «начи­танным» из персонажей является судья Ляпкин-Тяпкин — за всю свою жизнь он прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен».

Полная беспринципность, корыстный расчет, зло­употребление служебным положением — таковы нра­вы уездного чиновничества. Интересно, что казно­крадство, взяточничество, грабеж населения — эти ужасные по своей сути пороки — показаны Гоголем как повседневные и даже вполне закономерные явле­ния.

И вот в городе инкогнито появляется ревизор, пред­ставляющий собой опасность для всех чиновников, но особенно для городничего. Ведь с него первый спрос, да и грехи у него посерьезнее: в руки плывут не только «шу­бы и шали», да «кули товаров от купцов», а и государст­венная казна, средства, отпущенные на благоустройство города, на социальные нужды. А это скорым распоря­жением не поправишь: «не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное — не заставишь молчать всех обиженных».

Комичность ситуации состоит в том, что в гостинице живет не ревизор, а жалкий «елистратишка», промо­тавший в Петербурге все свои деньги. А чиновники пе­ред ним трепещут. Не распознал «фитюльку», «пустыш­ку» и сам городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Антонович воспринимает совсем в ином смысле. То, что Хлестако­ва приняли за ревизора, говорит о том, в какой степени чиновники запуганы такими проверяющими. Тем са­мым Гоголь подчеркивает, что для России в те времена инспекторские наезды инкогнито были обычным явле­нием.

И конечно, ревизора повсюду встречали так, как встретили Хлестакова — ему была дана взятка, а еще гостя нужно было подпоить, чтобы разведать все окон­чательно. Кто из ревизоров отказывался от вкусного угощения! В конце концов события оборачиваются та­ким образом, что ревизор «фельдмаршал» уже, зять Антона Антоновича и покровитель семейства...

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» сразу же стала од­ним из самых популярных произведений своего време­ни, что свидетельствует о близости к жизни описанных в ней событий и реалистичности персонажей. Говорят, что даже сам царь Николай I , увидев уездных чиновни­ков, сказал, что уже имел возможность раньше видеть их — в комедии Гоголя «Ревизор». И действительно, со­зданный в этом литературном шедевре «малый мир» не предполагает, что за его пределами существует мир иной, отличающийся от этого. Не случайно сам автор ко­медии называл город, в котором происходит действие, «сборным городом всей темной стороны».

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.