Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Гоголя Н. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы...» (поэма «Мертвые души»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Николай Васильевич Гоголь — выдающийся мастер слова, гениальный прозаик и непревзойденный сатирик. Его творе­ния являются неисчерпаемым источником чарующей красоты искусства, бичующей сатиры и искрометного юмора. В то вре­мя, когда Гоголь начинал свою литературную деятельность, главным вопросом общественного развития России был вопрос об уничтожении крепостного права, которое сковывало все живое, прогрессивное в стране и обрекало русский народ на долголетнее прозябание в условиях феодальной отсталости. Продолжая гуманистические, антикрепостнические традиции Радищева и Фонвизина, Пушкина и Грибоедова, Гоголь своим уничтожающим смехом разит этот строй и содействует разви­тию в России демократических прогрессивных идей.

За несколько месяцев до окончания гимназии в письме дя­де он признается: «Еще с самых времен прошлых, с самых лет еще непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хоть малейшую пользу...» Он остановился на юстиции, так как определил для себя, что «...здесь только я... буду истинно полезен для человечества...».

Свою ненависть к высшему обществу, к продажным слу­жителям самодержавной машины писатель высказал на стра­ницах гениального произведения, главного труда своей твор­ческой жизни —поэмы «Мертвые души».

Сюжет предельно прост: мошенник Павел Иванович Чичи­ков ездит по помещичьим «гнездам» и скупает «мертвые ду­ши» крестьян, не прошедших ревизскую сказку, чтобы путем дальнейших махинаций разбогатеть. Форма путешествия тоже не нова в русской литературе. Вслед за Радищевым, Гоголь старается показать широкие просторы России, на которых ца­рит беззаконие. Помещики, с позволения сказать, «столпы об­щества», оказываются мошенниками и подлецами, ничтож­ными людишками, которым по праву рождения дано было распоряжаться судьбами сотен людей.

Гоголь показывает, сколь губительно крепостное право не только для самих крепостных, но и для их хозяев, доведших себя до скотского состояния. Смех Гоголя звучит сквозь сле­зы. Писатель-гуманист не мог оставаться равнодушным ко всем беззакониям и безобразиям, царящим в России. Устами Собакевича, одного из помещиков, он дает характеристики власть имущим, «уважаемым людям» губернии. Председатель палаты, по его словам, «он только что масон, а так дурак, какого свет не производил...».

«Губернатор превосходный человек?

— Первый разбойник в мире! И лицо разбойничье! — ска­зал Собакевич.

— Дайте ему только нож, да выпустите его на большую дорогу, зарежет, за копейку зарежет! Он, да еще вице-губерна­тор, это Гога и Магога!»

Полицеймейстер же, по словам того же Собакевича, «мо­шенник! Продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродав­цы. Один там только есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Страшно становится от та­ких откровений, исходящих из уст «брата помещика». Ему-то какой резон лгать. Он говорит то, что думает, еще, на наш взгляд, смягчая характеристики в силу своего социального по­ложения. А так «эти мошенники» заслуживают большего. Тюрьма по ним плачет, но они сильные мира сего и вольны распоряжаться жизнями людей, которые лучше и умнее их, порядочнее и выше в духовном развитии. Но таков «порядок вещей», так установлено законом. И Гоголь показывает нам всю абсурдность и беззаконие такой жизни. Он не призывает к революции, к свержению власти, а лишь указывает на ни­чтожность и мелочность этих людей, забывающих о высоких целях служения Отечеству ради сиюминутной корысти.

Описывая Плюшкина, автор не может не воскликнуть: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти че­ловек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похо­же на правду, все может статься с человеком». Да, все самоеплохое, если он ставит перед собой низменные цели: обога­титься любой ценой, сделать карьеру за чужой счет, грабить и разорять крестьян ради собственной выгоды...

Но Гоголь бы не был великим писателем-гуманистом, если бы не показал пути развития России. Он верил, что у нее пре­красное будущее. И в финале первого тома «Мертвых душ» писатель дает нам эту картину, рисующую будущее страны: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, не­сешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все остается и остается позади... Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?., и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Остается только удивляться прозорливости автора, сумев­шего в своем далеком прошлом увидеть то, что произойдет лишь через сто лет. Только пламенный патриот, каким был Гоголь, смог увидеть и показать всему миру, что ждет Россию. А мы, читая его произведения, восхищаясь его юмором, чис­тотой и глубиной мыслей и языка, учимся у писателя любить родину, быть ей полезными.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.