Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Гоголя Н. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме «Мертвые души»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь по­казал распад старого уклада жизни России и нарождение но­вых, капиталистических отношений. В образе Чичикова писа­тель раскрыл характер мошенника, готового на любую аферу, лишь бы разбогатеть. Павлу Ивановичу Бог не дал богатства, зато не обделил умом сметливым и изобретательным. Мы встречаемся с ним на страницах поэмы, когда герой путешест­вует от помещика к помещику, стараясь приобрести побольше мертвых душ, чтобы путем подлога и обмана разбогатеть.

Николай Васильевич Гоголь — мастер детали, в поэме «Мертвые души» он создает целую галерею образов помещи­ков, наделяя каждого индивидуальными чертами, присущи­ми только ему. Произведение как бы собрано из отдельных ярких эпизодов, а все вместе они составляют прекрасное про­изведение, вошедшее в сокровищницу русской классики.

Важным в цепи эпизодов является приезд Павла Иванови­ча Чичикова к помещику Манилову, это самое начало его большой аферы. Гоголь показывает нерадивого хозяина поме­стья, занятого бессмысленными и бесплодными мечтаниями, не желающего и не умеющего обустроить свою жизнь. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; по­катость горы, на которой он стоял, была одета подстрижен­ным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций... была видна беседка с плоским земным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления...»

Всячески автор подчеркивает претензии Манилова на об­разованность и культуру, но это лишь внешние, наносные чер­ты, убеждающие читателя в обратном. Сыновей Манилов на­звал древнегреческими именами на римский манер: Феми стоклюс и Алкид, а между тем мало сказать, что помещик не образован. Гоголь дает важную деталь, которая заменяет мно­гие страницы комментариев. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».

Манилов совершенно не занимается хозяйством — ему это не интересно. Он любит, потягивая трубочку, мечтать о по­стройке подземного хода или каменного моста через пруд. Без­дельник и лентяй, Манилов ни во что не вникает, даже нео­бычное предложение Чичикова о продаже мертвых душ лишь на мгновение озадачило его, но ту же помещик откинул все сомнения. Его «прекраснодушие» не позволяет усомниться в благородстве Павла Ивановича. Манилов не привык утруж­дать свою персону излишними заботами, он тут же их пере­кладывает на других.

В поэме «Мертвые души» Гоголь показывает пагубность кре­постного права для России в целом. Он раскрывает эту проблему со всех сторон. Изображая Манилова внешне приятным и не­злым человеком, Гоголь показал, что мягкосердечный бездель­ник ничуть не лучше злодея, так как перепоручает свое хозяйст­во и крестьян кому попало. Эта практика пагубна еще и потому, что развращает крестьян, приучая их к безделью; беря пример с помещика, его крепостные тоже не хотят ничего делать.

Манилов отвратителен еще и тем, что вранье и низость Чи­чикова хочет облечь в красивую «упаковку», перевязывая шел­ковой ленточкой список мертвых душ, принадлежащих ему. От этого ложь не становится правдой. Не зря Гоголь говорит об этом персонаже, что он «ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Легкомысленный и бездушный, Манилов поощ­ряет зло, творящееся вокруг, он не хочет видеть правду жизни.

На мой взгляд, это один из лучших художественных обра­зов поэмы. Гоголю долго не удавалась эта глава. Действитель­но, трудно изобразить внешне приятного человека, чтобы он был настолько отталкивающим и неприятным при детальном рассмотрении. Великому Гоголю это удалось блестяще.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.