Мне дали имя при крещенье — Анна (По творчеству А. А. Ахматовой), Невозможно жить душе без песен (Поэзия А. А. Ахматовой), Я была тогда с моим народом... (По стихотворениям А.А. Ахматовой), Гражданская лирика А. Ахматовой, Достоинство таланта (по произведениям А. А. Ахматовой), Загадка популярности любовной лирики Анны Ахматовой, Классические традиции в творчестве А. Ахматовой, Летопись эпохи (лирика). Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика), Лирический герой в творчестве А. А. Ахматовой, Лирический мир А. А. Ахматовой, Лирический мир А. А. Ахматовой, Любовная лирика А. А. Ахматовой, Мир поэзии Анны Ахматовой, Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой), Мотив исторической памяти в поэзии (по творчеству А. А. Ахматовой), Муза в лирике Ахматовой, Основные мотивы поэзии А. Ахматовой, Основные темы и идеи лирики А. А. Ахматовой, Поэзия Анны Ахматовой,  Поэма «Реквием» А.Ахматовой как выражение народного горя, Поэт и поэзия в лирике А. Ахматовой, Пушкин в творчестве Анны Ахматовой, Своеобразие темы любви в лирике А.А.Ахматовой, Стихотворение А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка), Стихотворение А.Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова...» (восприятие, истолкование, оценка), Судьба поколения в лирике А. Ахматовой, Судьба поколения в творчестве А. А. Ахматовой, Судьба россии в поэзии Анны Ахматовой, Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века, Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой, Тема необратимости времени в лирике А. А. Ахматовой, Тема родины в произведениях А. А. Ахматовой, Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой, Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой  «Реквием», Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием», Эволюция художественных образов в лирике А. Ахматовой, «Великая земная любовь» в лирике Ахматовой, «И безвинная корчилась Русь...», «Меня ведет господь по голубым предутренним дорогам...» (по лирике А. А. Ахматовой), «Настоящую нежность не спутаешь...» (любовь в лирике А. А. Ахматовой), «Романность» лирики Анны Ахматовой, «Слава тебе, безысходная боль!» (Тема любви в лирике А. Ахматовой), «Тайны ремесла» в поэзии А. А. Ахматовой, «Тот город, мной любимый в детстве...»(по лирике А. А. Ахматовой), «Я была тогда с моим народом», «Я голос ваш, жар вашего дыханья...» (по лирике А.Ахматовой)


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Гражданская лирика А. Ахматовой


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был...

А. Ахматова

 

А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую лите­ратуру прежде всего как певец любви. Однако с тече­нием времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — ее лирика, поначалу камерная, интимно-ис­поведальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчество во­шли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к Родине. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех ее путях и пе­репутьях.

Программным в этом отношении следует считать строки:

 

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда...»

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

 

Блок сказал об этом стихотворении: «Ахматова пра­ва. Это недостойная речь». «Глухой и грешный» край, Россия всегда остается для поэтессы единственной оби­телью. Хранить верность Родине — вот главный граж­данский долг.

В одном из стихотворений 1922 года Ахматова пи­шет: «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам». Участь изгнанника представляется ей не только недостойной, но и жалкой. Она предпочитает, оставаясь на Родине, принять вместе с ней удары судь­бы и отказывается от сомнительной чести петь отступ­никам:

 

Им песен я своих не дам.

 

Вместе со своей страной она переживает все бедст­вия, выпавшие на долго России В стихотворении, напи­санном к годовщине первой мировой войны, Ахматова пишет:

 

Мы на сто лет состарились, и это

Тогда случилось в час один.

 

Отныне она видит свою задачу в ином: страсть и песни должны уйти из ее поэзии, так как —

 

Ей, опустевшей, приказал Всевышний

Стать книгой грозовых вестей.

 

О том, насколько близко воспринимает поэтесса судьбу своей Родины, о силе ее любви и самопожертво­вания ярче всего говорят строки стихотворения «Мо­литва», написанного в 1915 году:

 

Дай мне горькие годы, недуга,

Задыханъе, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар...

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

 

«В года мытарств, во времена немыслимого быта», когда «все расхищено, предано, продано», Ахматова хранит веру в свет и тепло грядущих дней России.

На протяжении всего своего творчества Ахматова освещает «страшный путь» своего поколения — поко­ления, вкусившего «мало меду», но много горестей. Со­временники ее — люди, «бесслезнее, надменнее и про­ще» которых в мире нет. Для них родная земля не храм, не талисман, не рай, а — «грязь на калошах» и «хруст на зубах», однако:

 

..ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно своею.

 

В одной из «Северных элегий» Ахматова размыш­ляет о своей судьбе, на которую наложило свой отпеча­ток беспощадное время:

 

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула.

 

Ее путь отныне иной. Но она не жалеет об этом: Но если бы оттуда посмотрела Я на свою теперешнюю жизнь, Узнала бы я зависть наконец.

Да, в ее жизни многое было пропущено, вспоминает героиня элегии, многие зрелища прошли стороной: «И занавес вздымался без меня и также падал». Но — она разделила своей поэзией, своей судьбой участь миллионов современников. И их жизнь оказалась запе­чатленной в ее стихах.

В 30-е годы Ахматова пишет свою знаменитую по­эму «Реквием». Реквием, по определению, есть произ­ведение траурного характера, заупокойная служба. Это выдающееся творение ахматовского гения — мо­литва за упокой душ тысяч невинно убиенных. Их судьбы должны избежать забвения: вечная память жертвам террора — чтобы трагедия не могла повто­риться.

Ахматова, разделившая судьбу многих матерей — таким было ее приобщение к бедствиям страны, — сто­явших вместе с ней у тюремной стены, создает памят­ник великому народному горю который

 

Для них соткала я

Из бедных, у них же подслушанных слов.

 

Она, эта, по словам Жданова, «барынька, мечущая­ся между будуаром и молельней», пишет о том, как

 

безвинная корчилась Русь

Под колесами черных «марусъ».

 

Стихи Ахматовой в период второй мировой вой­ны — своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Цикл стихов о ленинградской блокаде, которую поэтесса пережила вместе с тысячами других жителей города, нельзя читать равнодушно. Боль про­низывает каждую строчку:

 

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

 

Однако за этой болью — неистребимая вера в побе­ду, бесконечное мужество:

 

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова...

 

Автор не мыслит себя вне страданий своего народа; дети блокадного Ленинграда — это и ее дети:

 

Щели в саду вырыты,

Не горят огни.

Пи-терские сироты,

Детонъки мои!

 

Высокую задачу своей поэзии Ахматова видит в том, чтобы оплакивать погибших, хранить память о них: «Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена». В 1950 году она пишет:

 

Прошло пять лет и залечила раны,

Жестокой нанесенные войной, Страна моя…

 

Автор рисует картины мирной жизни, пришедшей на смену «ужасам войны», и вместе со всеми радуется силе и свободе своей страны.

Судьба не была милостива к поэтессе. Она пережи­ла немало бед, видела смерть самых близких людей, испытала на себе силу террора:

 

Так много камней брошено в меня...

 

Долгие годы после революции она находилась на положении не то изгоя, не то заключенного:

 

Одна на скамье подсудимых

Я скоро полвека сижу.

 

Но стих Ахматовой всегда был честен и мужествен. «В тот час, как рушатся миры», она не осталась спо­койным созерцателем. Испытания придали мощь и си­лу ее стихам, помогли осознать свой гражданский долг — быть со своим народом, быть его голосом.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.