Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Гоголя Н. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образ родины в «Мертвых душах»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Тема России волновала многих русских поэтов и писате­лей. Так, Пушкин в своем творчестве воспевал русские народ­ные традиции, призывал людей помнить о родине, ее богатом духовном наследии, отраженном в фольклоре, противопостав­ляя исконно русское космополитическому- Лермонтов же, «любя Россию странною любовью», с одной стороны, восхи­щался ее историческим прошлым, красотой русского духа, силой русского народа, но в то же время обличал социальные проблемы России, критиковал политику государя и жизнь русских людей.

А что же Гоголь? Какой видел Россию этот писатель и что было для него значимо? Рассмотрим образ гоголевской России в поэме «Мертвые души».

Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. Обратимся к народным образам поэмы — различным персонажам эпической части «Мертвых душ». Это двое мужиков, встречающихся нам в самом начале поэмы, которые, увидевши бричку Чичикова, начинают рас­суждать, доедет ли она до Рязани или Москвы- По сути, это вопрос «быть или не быть», рассматриваемый на примитив­ном, бытовом уровне. И что же? Это лакей Чичикова Петруш­ка, «имевший страсть к чтению» и читавтйий все без разбора: от букваря до любовных романов, и кучер Селифан, которому все равно, высечет его Чичиков или нет: «высечь ономожно». Русский народ — это и дворовая девка Пелагея, ко­торая «не знает, где право, где лево», дядя Митяй и дядя Миняй, безрезультатно пытавшиеся сдвинуть опрокинув­шуюся повозку Чичикова.

Все эти люди изображены Гоголем не в идеальном, а в сатирическом свете. Писатель обличает в крестьянах прими­тивность, духовную нищету, безразличие к жизни и покор­ность своему барину, однако их ли беда в том, что задавлены жизнью, духовно обеднены?.. В поэме Гоголь показывает, что во всей помещичьей и чиновно-бюрократической России ни­кому нет дела до простых людей. Помещики заставляют крес­тьян работать как можно больше, не заботясь при этом о жизни крепостных и желая получить прибыли со своего хо­зяйства. Чиновники, вместо того чтобы решать государствен­ные проблемы и трудиться на благо России, думают только о том, как бы продвинуться по социальной лестнице, то есть радеют исключительно о своих выгодах.

В «Повести о капитане Копейкине» особенно ярко изобра­жено, как в чиновных кругах, где царят взяточничество, каз­нокрадство, обман, никому нет дела до простого солдата, про­ливавшего кровь за родину.

Таким образом, народ оказывается подавлен системой уп­равления в России, но Гоголь, будучи знатоком русского ха­рактера, чувствует истинную силу простых людей, красоту их души, их лучшие качества. В лирической части «Мертвых душ» воссоздан идеальный образ народа — воплощение гого­левской концепции русского национального характера. Писа­тель показывает широту натуры русского человека, вольно­любие народа в образе Абакума Фырова, беглого крестьянина, который «гуляет шумно и весело на хлебной пристани, поря­дившись с купцами ». Гоголя восхищает и трудолюбие русско­го человека, такое, как у Степана Пробки, «богатыря, исхо­дившего все губернии с топором за поясом»; стойкость и вы­носливость, «способность привыкать ко всему и ко всякому климату», «живость ума, бойкого сам самородка, что не лезет за словом в карман...». Трудно не восхищаться качествами русских людей!

Однако тема России у Гоголя связана не только с изобра­жением образа народа. По словам великого Белинского, «ис­тинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном». Гоголь «глядит глазами всего народа», «чувствует и говорит так», как истинно русский человек. Дело в том, что в процессе работы над поэмой писатель неоднократно обращался к фольклорным материалам, ибо он разделял точку зрения о том, что народный дух наиболее полно проявляется в фольклоре. Поэтому Гоголь использовал в «Мертвых душах» пословицы, поговорки, образы из рус­ских народных сказок, заключающие в себе многовековую мудрость русского народа. Например, при описании Манило­ва писатель называет его «ни в городе Богдан, ни в селе Се-лифан», Собакевича сравнивает с медведем, а Коробочку с курицей, ибо образ домашней птицы в русском фольклоре — символ глупости.

Гоголь восхищается русским словом («вышедшим из глу­бины Руси») и русской песней, в которой, по мнению писате­ля, отражаются красота и сила русского духа, творческие способности народа.

Нужно также сказать, что проблемы, рассматриваемые Гоголем в «Мертвых душах», не общечеловеческие, а обще­русские. В частности, это вопрос о судьбе России, о ее буду­щем. Гоголь предугадывает будущность Руси, чувствуя ее внутренние силы, возможности и сравнивая с «птицей-трой­кой», что «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета», что «все обгоняет, оставляя позади». Но писатель, обличая соци­альные проблемы России, критикуя чиновничье-бюрократическую систему, показывая произвол, творящийся в помес­тьях, и тяжкое положение народа, не знает путей достижения прекрасного будущего. Поэтому финал «Мертвых душ» от­крыт, Гоголь задает вопрос: «Куда несется Русь?» и не может ответить на него... Да и должен ли писатель решать эту про­блему? Это дело государственных деятелей, политиков, чи­новников, которые, как показывает Гоголь, не желают думать о благе своей страны...

Аксаков назвал «Мертвые души» произведением универ­сальным, общенародным, в то время как Белинский писал, что «Гоголь — великий русский поэт, не более; и «Мертвые души» тоже только для России и в России могут иметь бес­конечно великое значение». Нельзя не согласиться, ибо «Мертвые души» — произведение чисто русское, в котором Гоголь показывает, с одной стороны, бедственное положение людей, произвол в современной ему России, но, с другой сто­роны, воплощает богатство духовного наследия, националь­ных традиций и внутренних, скрытых сил русского народа; писатель говорит о потенциальной возможности России, «вдохновенной Богом», стать сильнейшим из государств...

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.