Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Гоголя Н. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Н. В. Гоголь о назначении художника в «Мертвых душах»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Повесть «Мертвые души» можно по праву назвать луч­шим произведением Николая Васильевича Гоголя. По сло­вам В. Г. Белинского, вся творческая жизнь писателя до ра­боты над ней была лишь предисловием и подготовкой к этому поистине гениальному творению.

«Мертвые души» являются одним из наиболее ярких при­меров гоголевской манеры отображения действительности, ведь где еще можно встретить столь точное и правдивое жиз­неописание России того времени. Недаром многие писатели говорят о «гоголевском» течении в литературе, называя Н. В. Гоголя основателем реалистического направления в поэтическом искусстве.

Мнение же самого Н. В. Гоголя о назначении писателя, или, по-другому, художника, выражено в словах: «Кто лее, как не автор, должен сказать святую правду?»

Попробуем же понять, как обосновывает Н. В. Гоголь свои представления о художнике, какой видит его судьбу и чем отличаются сатирические герои его от персонажей дру­гих комедий.

Как и многие другие писатели, Н. В. Гоголь непосредствен­но обращается к читателю через свои лирические отступле­ния, в которых он сетует на недостатки русской действитель­ности, в частности, на отсутствие аналогов иностранных слов в русском языке, а также заранее оправдывается и разъясняет значение всех тех моментов, которые, по его мнению, могут вызвать у читателей раздражение и недовольство. В одном из своих лирических отступлений Гоголь и объясняет свои взгля­ды на назначение художника. Здесь он пишет, что: «...не то тяжело, что будут недовольны героем, тяжело то, что живет в душе неотразимая уверенность, что тем же самым героем, тем же самым Чичиковым были бы довольны читатели». Я думаю, в этих словах Гоголь хотел сказать о том, что порок не будет высмеян и представлен на всеобщее обозрение, он не будет за­мечен. Так кто же, как не писатель, должен помочь людям об­наружить эти пороки, кто лучше него сможет с иронией обна­жить окружающую нас действительность. Возможно, сейчас, когда появилось столь много критической литературы, подоб­ная точка зрения была бы весьма неоднозначна. Ведь может возникнуть и мнение, что такое изобилие скорее провоцирует, чем искореняет недостатки. Однако во времена Н. В. Гоголя, который был по сути одним из первых писателей, отважив­шихся столь прямо высмеять недостатки своего времени и ко­торому это действительно удалось, как никому другому, такое произведение, как «Мертвые души», было просто неоценимо по своей значимости и необходимости. Поэтому я не могу не согласиться с вышеприведенными словами писателя, впро­чем, как и с дальнейшими его рассуждениями о так называе­мых «патриотах». Н. В. Гоголь, зная, что со стороны подобных людей могут возникнуть нападки, заранее отвечает на них. Вся нелепость и неприглядность подобных людей, «горячих патриотов, до времени покойно занимающихся какой-нибудь философией или приращениями на счет сумм нежно любимого ими отечества, думающих не о том, чтобы не делать дурного, а о том, чтобы только не говорили, что они делают дурное», вы­несена Н. В. Гоголем в рассказе про одну странную семью, со­стоящую из отца-«философа» и сына, полушутя-полусерьезно названного автором русским богатырем. Мне кажется, что этот небольшой эпизод, который не может не вызвать улыбку при прочтении, еще раз подтверждает мысль, ранее высказан­ную Н. В. Гоголем. Ведь и вправду, кому, как не человеку, от природы имеющему дар видеть то, что не видно другим, обла­дающему хорошим чувством юмора и умеющему лаконично излагать свои мысли, заниматься осмыслением природы по­добных людей.

Теперь хотелось бы поговорить о том, что отличает Н. В. Гоголя от других писателей сатирического направления. Н. В. Гоголь не описывает своих героев бегло и поверхностно, как многие его предшественники, считая, что это не только не поможет ему для создания его персонажей, но даже напротив, при таком изображении он не сможет осуществить задуманного. Он уделяет большое внимание внутреннему миру своих ге­роев, а некоторые из них, в частности Плюшкин и Чичиков, даже имеют свою предысторию. Вот что Н. В. Гоголь писал об этом в своей поэме: «Не загляни автор поглубже ему в душу, не шевельни на дне ее того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровеннейших мыслей, которых никому другому не вверяет человек, а покажи его таким, каким он показался всему городу, Манилову и другим людям, и все были бы раде­шеньки и приняли бы его за интересного человека». Если же рассматривать главного героя в отдельности от других героев, то можно заметить, что Н. В. Гоголь и здесь имеет свою точку зрения на то, каким он должен быть. Сравнивая «Мертвые души» хотя бы с комедией А. Грибоедова «Горе от ума», видим, что во втором случае автор не посчитал нужным убрать из своего произведения образ романтического совершенного героя, в то время как Н. В. Гоголь сознательно выбирает для своего повествования человека столь неприглядного. Вот как он объясняет свой выбор в одном из лирических отступлений: «...все это известно автору, и при всем том он не может взять в герои добродетельного человека, но... может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская деви­ца, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоот­вержения».

В заключение хотелось бы сказать, как же все-таки видел судьбу будущего писателя, стезю которого он избрал, сам Го­голь. В одном из своих лирических отступлений он говорит о «писателе счастливом» и о писателе непризнанном. Сравнивая строки из описания судьбы «счастливого писателя» и отрывок из статьи Н. В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине», мы можем провести параллели: «Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их, как в родной семье, а между тем далеко и быстро разносится слава его», — и соответственно: «Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин, ничья слава не распространялась так быстро». И если А. С. Пушкина Н. В. Гоголь соотносил с поэтом со счастливой судьбой, то себя же, напротив, он подразумевал поэтом, «дерз­нувшим вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи. И даже зная, какова незавид­ная участь такого поэта, он стремится к ней, видя в этом свое истинное призвание и назначение. Здесь же хотелось бы доба­вить, что, несмотря на то что А. С. Пушкин большую часть своего творческого пути был романтиком и что поэтическая судьба его, как было сказано выше, была более благополучна, Н. В. Гоголь восхищался им и считал себя его преемником. В своей статье «Несколько слов о Пушкине» он полушутя-полу­серьезно говорит о том, что как преемник Пушкина должен до­делать все, что не доделал первый.

Заканчивая сочинение, могу лишь сказать: Н. В. Гоголь навсегда останется для меня великим писателем, стоящим в одном ряду с А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым, но имеющим свой ни с чем не сравнимый «гоголевский стиль», который развивается и существует и по сей день и будет су­ществовать еще долго.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.