Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Гоголя Н. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома «Мертвых душ» писатель взял два типа противоречий, при­сущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями.

Действительно, «Мертвые души» можно назвать энцикло­педическим исследованием всех насущных проблем того вре­мени: состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего и чиновничьего дворянства, их взаимоотноше­ний с народом, судеб народа и родины. «...Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем», — писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно, что такой многоплановый сюжет опреде­лил своеобразную композицию.

Прежде всего построение поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть «миллион». Это энергичней делец, ищущий выгодные связи, вступающий в многочисленные знакомства, что позволяет пи­сателю изобразить действительность во всех ее гранях, запе­чатлеть социально-экономические, семейно-бытовые, мораль­но-правовые и культурно-нравственные отношения в крепост­нической России.

В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального губернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.

Следующие пять глав посвящены изображению помещи­ков в их собствщной семейно-бытовой жизни в своих усадь­бах. Гоголь мастерски отразил в композиции замкнутость по­мещиков, их оторванность от общественной жизни (Коробоч­ка даже слыхом не слыхивала о Собакевиче и Манилове). Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, гос­подский дом и <про внутреннее убранство, характеристика по­мещика и его взаимоотношений с Чичиковым. Таким спосо­бом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей сово­купности воссоздающих общую картину крепостнического об­щества.

Сатирически направленность поэмы проявляется в самой последовательней представления помещиков, начиная с Манилова и завышая Плюшкиным, который уже «обратился в прореху на человечестве». Гоголь показал страшную дегра­дацию человечекой души, духовное и нравственное падение крепостника-корыстолюбца.

Но наиболее ярко реалистическая манера и сатирический пафос писателя проявились в создании образов русских поме­щиков. Гоголь надвигает на первый план морально-психоло­гическую сущность героя, его отрицательные черты и типи­ческие признак: как, например, прекраснодушную мечта­тельность и полое непонимание жизни у Манилова; наглое вранье и распоясанность у Ноздрева; кулачество и человеконенавистничеств у Собакевича и пр.

Широта обобщения образов органически сочетается с их явно обозначений индивидуальностью, жизненной осязае­мостью, которая достигается путем преувеличенной конкре­тизации их типерских особенностей, резкая обрисовка моральных черт и их индивидуализация приемами заострения подкрепляется обрисовкой внешности действующих лиц.

За портретами помещиков, выписанных крупным пла­ном, в поэме следует сатирическое изображение жизни гу­бернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую власть дворянства. Замечательно, что Гоголь избирает предметом своего изображения весь губернский город, создает собирательный образ провинциального бюро­крата.

В процессе изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образ главного героя повествования — Чичикова. Лишь в заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех де­талях и окончательно разоблачает своего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованного подле­ца. Такой подход обусловлен стремлением автора полнее изо­бличить Чичикова как общественно-политический тип, выра­жающий новое, еще только зреющее, но уже вполне жизне­способное и достаточно сильное явление — капитал. Именно поэтому его характер показан в развитии, в столкновениях со множеством самых различных препятствий, возникающих на его пути. Замечательно, что все другие персонажи «Мертвых душ» предстают перед читателем психологически уже сло­жившимися, то есть вне развития и внутренних противоречий (исключение в какой-то мере составляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория). Такая статичность характе­ров подчеркивает застойность быта и всего образа жизни по­мещиков и способствует концентрации внимания на особен­ностях их характеров.

Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну — связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропас­ти отчуждения между простым народом и правящими сосло­виями.

На протяжении всей поэмы утверждение народа как по­ложительного героя сливается с прославлением родины, с вы­ражением/автором своих патриотических и гражданских суж­дений. Эти суждения рассеяны по всему произведению в форме проникновенных лирических отступлений. Так, в 5-й главе Гоголь славит «живой и бойкий русский ум», его не­обыкновенную способность к словесной выразительности. В 6-й главе он обращается со страстным призывом к читателю сохранить в себе до конца жизни истинно человеческие чув­ства. В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных их «уделах». В 8-й показана разъединенность губернского дво­рянства и народа. Последняя, 11-я, глава завершается востор­женным гимном Родине, ее прекрасному будущему.

Как видно, от главы к главе темы лирических отступле­ний приобретают все большую социальную значимость, а тру­довой народ предстает перед читателем в неуклонно повыша­ющейся прогрессии его достоинств (упоминания об умерших и беглых мужиках Собакевича и Плюшкина).

Таким образом, Гоголь достигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся напряженности, которая в со­вокупности с усиливающейся драматичностью действия сооб­щает «Мертвым душам» исключительную занимательность.

В композиции поэмы следует особо подчеркнуть проходя­щий через все произведение образ дороги, с помощью которо­го писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед, горячую любовь к родной природе. Этот образ способ­ствует усилению эмоциональности и динамичности всей поэмы.

Изумительное искусство Гоголя в компоновке сюжета ска­залось в том, что множество самых различных вводных эпи­зодов и авторских отступлений, вызванных стремлением шире и глубже воссоздать тогдашнюю действительность, стро­го подчинено воплощению определенных идей писателя. Такие авторские отступления, как о толстых и тонких, о «страсти русского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше», о «господах большой руки и господах средней руки», о широкой типичности образов Ноздрева, Ко­робочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальный фон для раскрытия основных идей поэмы. Во многих авторских отступлениях Гоголь так или иначе касал­ся столичной темы, но в предельной сатирической обнажен­ности эта «опасная» тема прозвучала во включенной в ком­позицию поэмы «Повести о капитане Копейкине», рассказан­ной губернским почтмейстером. По своему внутреннему смыс­лу, по своей идее эта вставная новелла является важным эле­ментом в идейном и художественном смысле гоголевской поэмы. Она давала автору возможность включить в поэму тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить бессердечие и произвол верховной власти, трусость и ничто­жество губернской знати. «Повесть о капитане Копейкине» на короткое время отвлекает читателя от затхлого мира Плюшкиных и чиновников губернского города, но эта смена впечатлений создает определенный художественный эффект и помогает отчетливее понять замысел произведения, его са­тирическую направленность.

Композиция поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси. Все вышесказанное убедительно доказывает, что ком­позиция поэмы отличается высокой степенью художественно­го мастерства.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.