Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Гоголя Н. В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Художественная летопись времени (обзор творчества)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



...Придет ли времячко

(Приди желанное!).

Когда народ не Блюхера

И не милорда глупого,

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

Н. Некрасов

 

Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения от­крыли широкому кругу читателей сказочный и светлый мир героев повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», суровые и вольнолюбивые характеры «Тараса Бульбы», приоткрыли завесу загадочности русского человека в поэме «Мертвые души». Далекий от революционных идей Радище­ва, Грибоедова, декабристов, Гоголь между тем всем своим творчеством выражает резкий протест самодержавно-крепост­ному строю, калечащему и уничтожающему человеческое до­стоинство, личность, саму жизнь подневольных ему людей. Силой художественного слова Гоголь заставляет биться в уни­сон миллионы сердец, зажигает в душах читателей благород­ный огонь милосердия.

В 1831 году выходит первый сборник его повестей и рас­сказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». В него вошли «Ве­чер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленни­ца», «Пропавшая грамота», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Со страниц его произведений встают жи­вые характеры веселых украинских парубков и дивчат. Све­жесть и чистота любви, дружбы, товарищества являются их замечательными качествами. Написанные в романтическом стиле на основе фольклорных, сказочных источников, гого­левские повести и рассказы воссоздают поэтическую картину жизни украинского народа.

Счастью влюбленных Грицько и Параски, Левко и Ганны, Вакулы и Оксаны мешают силы зла. В духе народных сказок писатель воплотил эти силы в образах ведьм, чертей, оборот­ней. Но, как бы ни злобствовали злые силы, народ одолеет их. И поэтому кузнец Вакула, сломив упрямство старого черта, заставил его везти себя в Петербург за черевичками для люби­мой Оксаны. Старый запорожец из повести «Пропавшая гра­мота» перехитрил ведьм.

Глубокой правдивостью описания жизни и быта украин­ского народа, яркостью характеров, очаровательностью кар­тин природы, тонким юмором, меткостью народного языка, романтическим пафосом — всем этим первая книга молодого писателя сразу приковала к себе внимание читателей и лите­ратурной общественности.

В 1835 году выходит второй сборник повестей Гоголя «Миргород», куда вошли повести, написанные в романтиче­ском стиле: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Ива­ном Никифоровичем». В «Старосветских помещиках» и «По­вести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Ники­форовичем» писатель вскрывает ничтожество представителей класса крепостников, которые жили только ради желудка, предавались бесконечным дрязгам и ссорам, в сердцах кото­рых вместо благородных гражданских чувств жили непомер­но мелкая зависть, своекорыстие, цинизм. И совершенно в другой мир переносит читателя повесть «Тарас Бульба», в ко­торой отображена целая эпоха в национально-освободитель­ной борьбе украинского народа, его братская дружба с вели­ким русским народом. Перед написанием повести Гоголь мно­го работал над изучением исторических документов о народ­ных восстаниях.

В образе Тараса Бульбы воплощены лучшие черты свобо­долюбивого украинского народа. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение Украины от угнетателей. В кровавых схватках с врагами он личным примером учит казаков, как нужно служить родине. Когда его родной сын Андрий изме­нил священному делу, у Тараса не дрогнула рука, чтобы убить его. Узнав о том, что враги захватили Остапа, Тарас сквозь все преграды и опасности пробирается в самый центр вражеского стана и, глядя на страшные муки, которые переносит Остап, беспокоится больше всего о том, как бы его сын во время ис­тязаний не проявил малодушия, ибо тогда враг может уте­шиться слабостью русского человека.

Гоголь пишет, что нигде, ни у одного народа мира любовь к родине не проявилась с такой силой, как у русских. В своем выступлении перед казаками Тарас Бульба говорит: «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарище­ство! Уж если на то пошло, чтобы умирать,— так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!» И когда враги схватили старого Тараса и повели его на страшную казнь, когда они, привязав его к дереву, разложили под ним костер, не о своей жизни думал казак, а до последнего дыха­ния он был вместе с товарищами по борьбе. «Да разве найдут­ся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы переси­лила русскую силу!» — восклицает восторженно писатель.

Вслед за сборником «Миргород» Гоголь издает «Арабе­ски», где были помещены его статьи по вопросам литературы, истории, живописи и три повести—«Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»; позже печатаются еще «Нос», «Коляска», «Шинель», «Рим», отнесенные автором к «петербургскому циклу».

В повести «Невский проспект» писатель утверждает, что в северной столице все дышит ложью, а самые высокие челове­ческие чувства и порывы попирает сила и власть денег. При­мером тому служит печальная судьба героя повести — художника Пискарева. Показу трагической судьбы народных талан­тов в крепостной России посвящена повесть «Портрет».

В «Шинели», одном из самых замечательных произведе­ний Гоголя, писатель продолжает тему, поднятую Пушки­ным в «Станционном смотрителе», тему «маленького челове­ка» в самодержавной России. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин долгие годы не разгибая спины пере­писывал бумаги, не замечая ничего вокруг. Он беден, узок его кругозор, у него единственная мечта — приобрести новую шинель. Какая радость озарила лицо чиновника, когда он наконец надел новую шинель! Но случилось несчастье — гра­бители отняли у Акакия Акакиевича его «сокровище». Он ищет защиту у начальства, но везде наталкивается на холод­ное равнодушие, презрение и непонимание. После приема у «значительного лица» Башмачкин умирает, и только после смерти поднимается на протест, и свершается торжество правды: чиновник смог отстоять себя, пусть в нереальном мире, в фантастическом...

В 1835 году Гоголь заканчивает комедию «Ревизор», в ко­торой он, по собственному признанию, смог собрать в одну кучу все дурное и несправедливое в тогдашней России и одним разом над всем этим посмеяться. Эпиграфом пьесы — «На зер­кало неча пенять, коли рожа крива» — автор подчеркивает связь комедии с действительностью. Когда пьеса была постав­лена на сцене, действительные прототипы ее героев, всех этих Хлестаковых и Держиморд, узнав себя в галерее мошенников, завопили, что Гоголь якобы возводит клевету на дворянство. Не выдержав нападок недоброжелателей, в 1836 году Нико­лай Васильевич надолго уезжает за границу. Там он упорно работает над романом «Мертвые души». «Ни одной строки не мог посвятить я чужому,— писал он из-за границы.— Непрео­долимою цепью прикован я к своему, и бедный неяркий мир наш, наши курные избы, обнаженные пространства предпочел я небесам лучшим, приветливее глядевшим на меня».

В 1841 году Гоголь привозит свое произведение в Россию. Но только через год писателю удалось напечатать главное тво­рение жизни. Обобщающая сила созданной автором галереи сатирических образов — Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Коробочки — была настолько впечатля­ющей и меткой, что поэма сразу вызвала возмущение и нена­висть апологетов крепостничества и в то же время снискала горячие симпатии и восхищение со стороны передовых совре­менников писателя. Истинное значение «Мертвых душ» раскрыл великий рус­ский критик В. Г. Белинский. Он сравнил их с вспышкой мол­нии, назвал «истинно патриотическим» произведением.

Значение творчества Гоголя огромно, и не только для Рос­сии. «Те же чиновники,— говорил Белинский,— только в дру­гом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!» Жизнь подтвердила правоту этих слов. А гениаль­ные произведения Николая Васильевича Гоголя продолжают борьбу с несправедливостью и в наши дни.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.