Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Веневитинова


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Прием обманутого ожидания в творчестве Д. В. Веневитинова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Поэзия Д. В. Веневитинова — одна из самых ярких, но, к сожалению, коротких страниц русской литературы. Вой­дя в историю как создатель одного из направлений в рус­ском романтизме — любомудрия, Веневитинов не был обой­ден вниманием критики. Но работ, посвященных его твор­честву, совсем немного. Основной интерес исследователей сосредоточен на теоретических статьях поэта. Обращение к его лирике чаще всего связано со стремлением увидеть ху­дожественное воплощение теоретических постулатов. Тра­диционно в творчестве Веневитинова выделяется ряд тем, наиболее полно отражающих философские воззрения по­эта: тайны бытия, человек и природа, высокое предназна­чение поэта.

Философский характер лирики Веневитинова определя­ется страстью к познанию мира и человека, тайн духа и природы, связи времен. Однако целью моей работы являет­ся не тематический анализ произведений поэта, а исследо­вание одного из важнейших художественных средств его поэтического арсенала — приема обманутого ожидания, ко­торый легко распознается как в области содержания, так и в области формы стихотворений. Использование данного приема объясняется особенностями философских тезисов Веневитинова, в которых передается картина мира в пред­ставлении поэта. Для хода дальнейших рассуждений необ­ходимо обозначить эти тезисы: всякий человек рожден сча­стливым, но чтобы познать свое счастье, душа его осужде­на к борению с противоречиями мира; неизбежность будущего синтеза современных противоречий, примирения мысли с миром.

Подобные взгляды определяют движение лирического сюжета многих стихотворений. Веневитинов часто исполь­зует этот прием для того, чтобы держать читателя в на­пряжении. Как правило, читая первые строки, невозмож­но предугадать, что ждет нас в конце.

Наличие оппозиций в окружающем мире определяет контраст как основу композиции большинства произведе­ний поэта. Можно выделить две основные антитезы Веневи­тинова: красота и гармония природы противостоит несовер­шенству человека, или, напротив, мысль о быстротечности жизни, ее изменчивости и неподвластности человеку, пред­ложенная в начале стихотворения, преодолевается в фина­ле, обманывая ожидание читателя и меняя тональность по­этических раздумий. Действия приема обманутого ожидания можно рассмотреть на примере конкретных произведений.

Стихотворения «Три розы» и «Жизнь» построены на основе первой антитезы, которую условно можно назвать пессимистической.

Повествуя о судьбе трех роз, брошенных богами «в глу­хую степь земной дороги эмблемой райской красоты», поэт строит свое стихотворение на контрастном взаимодействии аллегорических характеристик. Аллегория трудно подда­ется расшифровке, исследователи по-разному трактуют об­раз каждой из трех роз. По-видимому, правы те, кто счита­ют, что в аллегорических «розах» воплощены природа, искусство и человек. Смысл контраста — грустное утверж­дение вечной, непреходящей красоты природы и искусства и бренности самого прекрасного произведения природы — человека. Образы первой строфы образуют контрастные пары с третьей строфой: «Лишь только утра луч прогля­нет...» — «И тщетно утра луч проглянет...»; «Свежее роза расцветет...» — «Не расцветет опять она».

В стихотворении «Жизнь» контраст состоит в сопостав­лении молодости и старости, «заманчивого рассказа» и «пе­ресказанной сказки». В этом стихотворении Веневитинов движется от светлого к темному. Начало не соответствует концу. Этот путь уготовлен каждому человеку.

Прием обманутого ожидания в этих стихотворениях продиктован мыслью об обособленности человеческого и природного бытия, но в ряде других произведений Веневи­тинов ищет возможность преодоления их разделейности. Показательно в этом смысле стихотворение «Веточка». На первый взгляд, автор сравнивает человека в океане миро­здания с оторвавшейся и утонувшей веточкой (стихотворе­ние построено на фольклорном принципе психологического параллелизма). И человек не может противостоять и сопротивляться «необоримой волне». Все люди равны перед «дверью гробовой». Однако в последних строках появляет­ся мысль о человеке не песчинке, а активном участнике природного движения, идущем к «верной цели».

Похожую мысль можно найти в «Послании к Рожалину».

Вначале мы узнаем, что лирический герой «изведал жиз­ни море». В молодости опасности его не пугали. Он думал, что в жизни все очень просто и он преодолеет испытания. Но это не так. Он не познал жизни до конца. Ее невозмож­но узнать. Ведь жизнь — «безбрежный океан», а жизнь человека — «утлая ладья». Жизнь таит в себе множество тайн и подводных рифов, которые скрываются под волною. Натыкаясь на эти рифы, не все могут их преодолеть, но это грустное убеждение опровергается в конце мыслью о том, что когда ты преодолеешь все преграды, тогда можно сказать: «Я изведал жизни море», можно соприкоснуться с мудростью природы и загадкой бытия.

Если в «Веточке» разочарование преодолевается знани­ем «верной цели», то в «Сонете» и «Жертвоприношении» грустная мудрость бесцельности существования преодоле­вается идеей поэтического служения.

В стихотворении «Жертвоприношение» поэт поклоня­ется своей богине, поэзии. Он всецело принадлежит ей. У него есть откуда черпать и любовь, и надежды, и вдохнове­ние. А это для него главное. Ему не нужны покой, беспеч­ность, радость. Для него в «кубке счастья» нет измены, в «кубке счастья» — вдохновение. Жизнь ему изменяет, а поэзия никогда. Ожидание печальных выводов об обман­чивости жизни не оправдывается, так как стихотворение завершается мыслью о верности поэзии.

В «Сонете» Веневитинов говорит о том, что он пресы­тился жизнью. Его разрушили «пламень чувств» и «душев­ные порывы». И он живет одними лишь воспоминаниями. Однако он получил от жизни все, что хотел, поэтому не чувствует себя разочарованным и опустошенным. Он жил полноценной жизнью, так как у него были его муза, его творчество, его поэзия. И хотя муза убийственна для него, хотя она требует полной самоотдачи, страданья не засло­няют от поэта того, что жизнь, конец которой он остро предощущает, не закончится вместе с его гибелью, что она вечно жива и бесконечна в других («И, погибающий, тебя

благословляет»). Такова последняя строка, меняющая ве­дущую стихотворную интонацию. Веневитинов воспринима­ет смерть лишь как оборотную, естественную и неизбежную сторону бытия. Таким образом, эти произведения объеди­няет одна общая мысль, реализующаяся через рассматри­ваемый нами прием: только благодаря поэзии поэт может прожить свою жизнь полноценно.

Реализацию приема обманутого ожидания можно уви­деть и на формальном уровне. Финал стихотворений Вене­витинова обычно характеризуется использованием фигуры выдвижения как способа организации текста, выделения существенных элементов. В последних строках можно на­блюдать либо конвергенцию (скопление изобразительно-выразительных средств), либо смену ритма.

Так, в последних строках стихотворения «Жизнь» ис­пользована градация, синонимический ряд резко противо­поставляет эту строку всему остальному стихотворению («Ее загадка и завязка уже длинна, стара, скучна...»). В после­дних четырех строках «Элегии» сосредоточены два вопро­сительных предложения, которых не было в основной час­ти. Смена синтаксических конструкций привлекает внима­ние к риторическим вопросам, опровергающим рассказ о любовной идиллии. В стихотворении «Импровизация» в двух последних строках используется авторское тире. Яв­ляясь разрывным пунктуационным знаком, оно передает напряженность поэтической мысли («Мне — пеною выки­петь в праведном бое, а вам — для свободы созреть, как вино!»), противостояние восторженности первой части сти­хотворения.

Таким образом, контрастность и использование приема обманутого ожидания в произведениях Веневитинова опре­деляются его мировоззрением и доминировавшей в нем идеей закономерности противоречий, из которых рождается гар­мония. В дальнейшем его взгляды воплотились в творче­стве М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.

Поэзия Веневитинова — живое, грустное, но не безнадеж­ное раздумье поэта, ищущего смысл жизни, выходящего к человеку с открытым сердцем, переполненным страданием л тысячью мучительных вопросов, на которые нужно искать ответы. Именно поэтому она современна и интересна сегодня.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.