Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Быкова


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Трагедия Федора Ровбы — трагедия крестьянина-труженика в период коллективизации (по повести В. Быкова «Облава»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Писатель Василь Быков известен нам как правди­вый, искренний рассказчик о человеческой судьбе в го­ды Великой Отечественной войны. Тема войны являет­ся основной в его творчестве. Большую известность по­лучили такие его повести, как «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Сотников», «Карьер». Но в творчес­ком багаже писателя есть и другая, не менее значимая по своей драматичности тема: судьба крестьянства в период коллективизации. Она затрагивает одну из самых сложных, болезненных проблем истории нашей страны и находит отражение в повести «Облава».

Действие этого произведения вводит нас в жизнь белорусской деревни середины тридцатых годов. Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены так называемые кулаки, а на самом деле — крепкие хозяева. Один из них — Федор Ровба. Это че­ловек, убежденный в том, что крестьянин — истинный хозяин земли. От Советской власти получил он земель­ный надел, усердно работал на этой земле, наградой за что был хороший урожай. Хозяйство Ровбы процвета­ло и приносило немалую прибыль. Вскоре он приобрел молотилку, которой пользовалась вся округа, а плати­ли, кто сколько может. Федор не использовал свою ма­шину ради личной наживы. Но жил он в достатке, это его и погубило.

В районные власти поступает донос на Федора с предложением принять меры к «новому богачу». Его написал один из завистливых соседей, активист комбе­да, который задолжал Ровбе за молотьбу. И именно этот донос становится поводом для раскулачивания Федора. Главный герой был задавлен непосильными налога­ми, которые привели его к разорению. Но кроме того, по понятиям местных руководителей, Федор был вра­гом народа. В тот момент ему надо было бежать из де­ревни, куда глаза глядят, но он не может. Ведь этот че­ловек корнями врос в родную землю, в свой дом, в свою усадьбу. Да еще и сын Миколка, будущее которого бы­ло неясно. Федор не хотел опрометчивым поступком мешать его служебной карьере.

Но вот до деревни дошла волна раскулачивания. И несмотря на то, что семья Федора уже бедствовала, не сумев рассчитаться с государством, Ровбу все же признали кулаком.

С женой и маленькой дочкой Федор был сослан на север. Работал на лесозаготовках, не имея возможности хоть как-то уберечь от бед и болезней жену и дочь. С этого момента жизнь героя пошла под откос, одна трагедия следует за другой: сначала жену хоронит в мерзлой северной земле, а затем и дочку не может спасти от беды и недобрых людей.

Федор остается один. И сейчас все его мысли на­правлены в сторону родного края, и он задумывает бе­жать во что бы то ни стало. Хоть не сразу ему это уда­ется, но в конце концов мечта становится реальностью, герой оказывается в дорогих сердцу местах. Он сам толком не знает, зачем вернулся, но какая-то необъяс­нимая сила, как магнитом, тянула его к тем просторам, где он рос, трудился, где росли его дети, где был он когда-то счастлив. Хоть ничего не осталось от его прежней усадьбы, но Федор безошибочно мог бы найти то место, где она стояла. Но вся беда этого человека за­ключается в том, что не мог он просто так подойти к знакомому месту, пройтись по деревне, посмотреть людям в глаза, потому что советская пропаганда сдела­ла этого человека классовым врагом. Односельчане Фе­дора считали его преступником.

И именно то, что бывшие соседи стали врагами, для него было больнее всего.

Голодный, измученный, он бродит вокруг родной деревни, хочет узнать, какова она, новая жизнь. Случайный разговор с незнакомым стариком, встреченным на опушке леса, убеждает его, что дела в колхозе идут неважно: кормов не хватает, урожаи бедные, пережили страшный голод, замучены налогами. Да зачем что-то говорить, если Федор и сам видит, как работают крес­тьянские женщины на колхозном картофельном поле. Так за что же тогда он пострадал? Ведь несчастья Ровбы не стали основой для зажиточной и радостной жиз­ни других людей...

Но самое страшное было впереди. Федор и не дога­дывался, что его ожидает в краю родном. Он все-таки попался на глаза односельчанам, и те поднялись против него, устроили облаву, как на какого-то дикого зверя. Из города приехали милиционеры, районные активис­ты во главе с его родным сыном Миколкой. Федора ок­ружили со всех сторон, загнали в угол, оставив ему единственный путь — в болотные топи.

Но болотная глушь по сравнению с яростью пресле­довавших его людей казалась не такой страшной. Фе­дор в их глазах перестал быть человеком, ведь эти лю­ди уже не живут по человеческим законам. У них своя правда, свои лозунги, свои законы, навязанные госу­дарством. Революционная идеология вытравила в этих людях лучшие чувства, заставила забыть их свое про­шлое. Сложившиеся годами жизненные устои разру­шены. И Федор не хочет быть своим среди людей, ко­торые утратили нравственные ценности, покорно под­давшись влиянию зловещей силы в лице государства. Он знает, что там, в болоте, его погибель. Но он также осознает и то, что не вернется к тем людям, с которыми у него нет ничего общего. Возвращение назад равно­сильно для него нравственной гибели. Трясина погло­тила Федора вместе с его болью.

Мы видим, как остро В. Быков переживает судьбу своего народа, принимая близко к сердцу страдания людей. Автор правдиво отражает в своем произведении трагические события 30-х годов, показывает несправед­ливость по отношению к труженикам земли, а также те социальные разногласия, которые привели к тяжелым последствиям в судьбах людей.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.