Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Быкова


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Рецензия на повесть В. В. Быкова «Обелиск»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Прекрасные человеческие качества

с особой силой прояв­ляются именно

в момент наи­большей опасности.

И. Панин

 

Огромный интерес представляет творчество известного бе­лорусского писателя Василя Быкова. Большое количество по­вестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые—семидесятые годы. Именно в то время увидели свет такие крупные произведения автора, как «Сотников», «Дожить до рассвета», «Волчья стая» и другие.

События Великой Отечественной войны с течением време­ни не теряют своего значения. Не случайно писатели и поэты, публицисты и драматурги вновь и вновь возвращаются к этой теме. В разные периоды истории нашего Отечества она рас­крывалась по-разному.

Для литературных произведений первых военных лет было характерно стремление писателей к эпическому охвату и ос­мыслению действительности.

В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество В. Быкова.

Несмотря на то что большинство его повестей посвящены теме войны, они значительно отличаются от произведений дру­гих авторов, писавших об этом времени. Писателя в первую очередь интересуют не столько эпизоды войны, сколько пси­хология героев, а также мотивы, определяющие их поступки. Нравственная проблема в творчестве В. Быкова служит как бы «вторым оборотом» ключа, открывающего дверь в произ­ведение. «Первый же его оборот» позволяет нам войти в мир героев и оказаться свидетелями тех событий, которые проис­ходят с ними в эти трагические военные дни.

Другой отличительной чертой произведений В. Быкова яв­ляется то, что герои писателя, попадая в необычные ситуации, раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Вот как сказал один из героев В. Быкова: «Вот что значат условия. Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть харак­тера, а в других — другая. Поэтому у каждого времени свои герои». Наиболее ярко это проявляется в непростых условиях войны. В своей повести «Сотников» писатель показывает, как очень сильный физически и на первый взгляд идейный парень на самом деле, попадая в сложную обстановку, оказывается трусом и негодяем, а внешне слабый и мягкий по характеру Сотников — духовно сильным и честным человеком.

Но в наибольшей степени проблема нравственного выбора отражена в повести В. Быкова «Обелиск», в которой автор рас­сказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя офи­циально таковым и не был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверж­дает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.

Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы по­ступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обе­лиск.

Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговид­ные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников «отлич­ников учебы и послушных зубрил», прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми. И все дальнейшие со­бытия подтвердили правильность этого выбора.

В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нельзя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном развитии народа. «Мороз был одним из них, кто сделал для людей много, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи».

Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же на­чалась война, он не покинул родные места, не уехал скоропа­лительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разреше­ния у немецких властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что «не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили». В отличие от тех, кто претерпел превращение из помощника прокурора в полицая, а из хозяй­ственного колхозника в яростного ненавистника Советской власти, Алесь Иванович остался самим собой, остался учите­лем, помогал партизанам.

Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, беззаветно преданных своему наставнику. Пытаясь спасти от ареста Мороза, ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытками фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не говорит об Алесе Ивановиче.

Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена разными читателями по-разному. Я же полагаю, что этот по­ступок Алеся Ивановича был сообразован не с отвлеченными правилами поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманием своего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час. И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.

Алесь Иванович Мороз встретил смерть вместе со своими детьми, как Янош Корчак, польский учитель, который пошел в газовую камеру вместе с учениками. Автор нигде не упоми­нает этого имени, но аналогия возникает сама собой.

В. Быков обращается к вечным, «нетленным» темам. Идея доброты и самопожертвования всегда тревожила умы и сердца самых выдающихся русских писателей. Мы находим ее в раз­думьях Болконского и Безухова, Раскольникова и князя Мышкина о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, в спорах Иешуа и Пилата об истинных человеческих ценностях. Как и многие другие произведения писателя, повесть «Обе­лиск» производит большое впечатление, заставляет о многом задуматься. Я полагаю, что благородный человек, даже если он физически слаб (ведь Мороз был почти калекой), в одиночку способен совершить героический поступок, пойти на самопо­жертвование ради спасения еще более слабых и беззащитных. Таким образом, рассказывая в своей повести о жизни и героическом поступке своего героя, В. Быков пытался ответить на главный вопрос: как среди ужасов войны людям удается сберечь в себе истинно человеческое: доброту, любовь, состра­дание, готовность принять смерть за своих близких. И в этом плане главная мысль «Обелиска» выходит далеко за рамки описания событий войны и соприкасается с лучшими тради­циями отечественной литературы — поиском нравственных истин, к которым постоянно обращались в своих произведени­ях такие писатели, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Бул­гаков и многие другие.

Обелиски... Обелиски... Много их на моей родной земле.

Для меня они — символ величия духа павших и нравст­венной чистоты живущих.

Проходят десятилетия, но идеи самопожертвования во имя Родины живут. Они живы в тех стариках, которые молодыми прошли войну, в «детях войны», которые вырастили новое поколение с идеалами преданности Отечеству.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.