Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Быкова


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Василь Быков — автор многих книг о Великой Оте­чественной войне. Он сам был участником войны в во­семнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанко­вая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положе­но было испытать бойцу: был ранен, был без вести про­павшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелег­кое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.

Повесть «Обелиск» — одно из бессмертных произ­ведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи вре­мен, верности традициям отцов и дедов. Писатель под­нимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчис­ляя его только количеством сбитых самолетов, взо­рванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?

Автор показывает Алеся Мороза неординарным, не­похожим на других скромным человеком. Этот сель­ский учитель мог приютить у себя мальчика, отец ко­торого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендо­вала школьная программа. «А Мороз не ворошил тол­стовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от по­ловы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж... Был молод, да еще начальник», — рассказывает автору Ти­мофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.

Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз по­двига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного нем­ца, не сделал ничего полезного для партизанского от­ряда, в котором пробыл совсем недолго.

Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и от­кровенно говорил Ткачуку: «Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разу­меется». Эти слова Алеся Ивановича оказались проро­ческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжа­лась и во время оккупации.

Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фа­шистов освободить ребят, устроивших диверсию на до­роге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.

И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учи­тель не может. И такой была нравственная сила его по­двига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелев­ший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удов­летворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».

Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, не­смотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неиз­вестными миру?

В повести «Обелиск» писатель заставляет заду­маться над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступ­ка. В. Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литера­турные обелиски героям Отечества: «Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окра­ску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского об­мундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реак­тивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожа­луй, из всех прочих цветов этот наиболее соответст­вовал его облику».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.