Дружно... живите.
М. Булгаков
Михаил Афанасьевич Булгаков — писатель сложный, но в то же время ясно и просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях. Его роман «Белая гвардия» рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918-1919 годов. Писатель диалектически рассуждает о деяниях рук человеческих: о войне и мире, о вражде человеческой и прекрасном единении — «семье, где только и можно укрыться от ужасов окружающего хаоса».
Начало романа повествует о событиях, предшествующих описанным в романе. В центре произведения семья Турбиных, оставшаяся без матери, хранительницы очага. Но эту традицию она передала своей дочери — Елене Тальберг. Молодые Турбины, оглушенные смертью матери, все же сумели не потеряться в этом страшном мире, смогли остаться верными себе, сохранить патриотизм, офицерскую честь, товарищество и I братство. Именно поэтому их дом притягивает к себе близких I друзей и знакомых. К ним посылает сестра Тальберга своего сына, Лариосика, из Житомира.
И вот интересно, нет самого Тальберга, мужа Елены, сбежавшего и бросившего жену в прифронтовом городе, но Турбины, Николка и Алексей, только рады, что очистился их дом от чуждого им человека. Не надо лгать и приспосабливаться. Теперь вокруг только родные и родственные души.
Всех жаждущих и страждущих принимают в доме 13 по Алексеевскому спуску.
Сюда, как к спасительной пристани, прибывают Мышлаевский, Шервинский, Карась — друзья детства Алексея Турбина, сюда приняли и робко приставшего Лариосика — Лариона Суржанского.
Елена, сестра Турбиных,— хранительница традиций дома, в котором всегда примут и помогут, обогреют и усадят за стол. А дом этот не просто гостеприимный, но еще и очень уютный, в котором «мебель старого и красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV , нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле... бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкафы с книгами, золоченые чашки, серебро, портьеры — все семь пышных комнат, воспитавшие молодых Турбиных...».
В одночасье может этот мир рассыпаться, так как на город наступает Петлюра, а потом и захватывает его, но нет в семье Турбиных злобы, безотчетной вражды ко всему без разбора. Они сопротивляются врагам, пока это требует их воинский долг, и стремятся понять, что же происходит в окружающей обстановке. Почему рушится привычный мир? Может быть, в этом есть их вина, слишком беззаботно и счастливо жили они в своем мирке, отгороженные от внешних проблем. А вокруг все уже изменилось, и надо принять эту новую действительность. И Турбины ее принимают, они лишь не хотят потерять то прекрасное, что было в прошлом: семью, дом, друзей. Алексей Турбин тревожно и с надеждой спрашивает у священника: «Может, кончится все это когда-нибудь? Дальше-то лучше будет? »
Этот же вопрос интересует и писателя. Он неоднократно устами своих героев будет рассуждать, мечтать и надеяться на будущее. Ведь это основная черта человека — надеяться на лучшее. И не просто мечтать, а делами своими приближать это будущее, воплощать его в жизнь. Главное, в чем уверены Турбины, что надо крепко сплотиться, взяться за руки, тогда ожидаемое счастье придет. Ведь они так молоды, вся жизнь у них впереди.
Сейчас герои пытаются понять и определить свое место в этой новой, пока еще непривычной для них жизни. Они уверены только в одном, что не покинут друзей, Родину, свой дом. Может, все изменится вокруг, но останутся непреходящие ценности: семья, дружба, любовь.
Роман заканчивается оптимистической нотой. Герои на пороге новой жизни, они уверены, что самые трудные испытания остались позади. Они живы, в кругу семьи и друзей обретут свое счастье, не отделимое от новой, пока еще не совсем ясной будущей перспективы.
М. А. Булгаков оптимистично и философски-торжественно заканчивает свой роман: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет. А вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»
|