Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Булгакова М. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В этой горнице колдунья

До меня жила одна:

Тень ее еще видна

Накануне новолунья.

А. Ахматова

 

Прошло уже более шестидесяти лет со дня смер­ти великого М. Булгакова.

Надгробьем писателя на Новодевичьем кладби­ще стал камень с могилы любимого им Н. В. Гого­ля. Теперь на нем два имени. Рядом со своим Мас­тером покоится его Маргарита, Елена Сергеевна Булгакова. Именно она стала прототипом этого са­мого пленительного женского образа в русской ли­тературе XX века.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей... любви?.. За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Так начинает Булгаков вторую часть своего «закат­ного» романа, словно предвкушая радость истории о вдохновенном чувстве с первого взгляда.

Встреча героев происходит случайно.

Мастер рассказывает о ней поэту Бездомному. Итак, перед нами женщина в чёрном весеннем паль­то, несшая в руках «отвратительные, тревожные, желтые цветы». Героя поразила не столько ее кра­сота, «сколько

Почему же Маргарита так одинока? Чего не хва­тает ей в жизни? Ведь она имеет молодого и краси­вого мужа, который к тому же «обожал свою жену», живет в прекрасном особняке одного из арбатских переулков, не нуждается в деньгах.

Что же нужно было этой женщине, в глазах которой горел какой-то непонятный огонь! Неуже­ли он, мастер, человек из убогой подвальной квар­тиры, одинокий, замкнутый? И на наших глазах произошло чудо, о котором так ярко написал Бул­гаков: «..я вдруг... понял, что всю жизнь любил эту женщину!». Явившаяся как внезапное озаре­ние, мгновенно вспыхнувшая любовь оказывает­ся сильнее житейских невзгод, страданий, силь­нее смерти.

Эта женщина стала не просто тайной женой ху­дожника, а его Музой: «Она сулила славу, подгоня­ла его и вот тут-то стала называть мастером».

Было им вместе хорошо и спокойно.

Но вот наступают темные дни: написанный ро­ман подвергся яростной критике. Закончилась лю­бовная идиллия, началась борьба. И именно Марга­рита оказалась готовой к ней. Не могут погасить любовь ни травля, ни тяжелая болезнь, ни исчезно­вение возлюбленного. Подобно Левию Матвею, она готова бросить все, чтобы идти за Мастером и, если надо, погибнуть с ним вместе. Маргарита — един­ственный настоящий читатель романа о Понтии Пи­лате, его критик и защитник.

Для Булгакова верность в любви и стойкость в творчестве — явления одного порядка. Более того, Маргарита оказывается сильнее мастера. Ей не зна­комы ни чувство страха, ни растерянность перед жизнью. «Верую», — это слово женщина повторя­ет постоянно. За свою любовь она готова платить

сполна: «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!».

Дьявол не заставил себя долго ждать. Чудодей­ственный крем Азазелло, летающая швабра и про­чие атрибуты ведьмы становятся в романе символа­ми духовного освобождения от ненавистного дома, от честного и доброго, но такого чужого мужа: «Мар­гарита ощутила себя свободной от всего... она поки­дает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда!».

Полету Маргариты посвящена целая глава. Фан­тастика, гротеск здесь достигают высшего накала. Упоение полетом над «туманами росистого мира» сменяется вполне реалистической местью Латунс-кому. А «дикий разгром» квартиры ненавистного критика соседствует со словами нежности, адресо­ванными четырехлетнему мальчику.

На балу у Воланда мы встречаемся с новой Мар­гаритой, всесильной королевой, участницей сатанин­ского шабаша. И все это ради любимого. Однако для Маргариты любовь тесно связана с милосерди­ем. Даже став ведьмой, она не забывает о других. Потому ее первая просьба о Фриде. Покоренный благородством женщины, Воланд возвращает ей не только любимого, но и сожженный роман: ведь на­стоящая любовь и истинное творчество не подвлас­тны ни тлению, ни огню.

Мы снова видим влюбленных в их маленькой квартире. «Маргарита тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Тетрадь, исковерканная ог­нем, лежала перед ней».

Но Булгаков не готовит своим героям счастливо­го финала. В мире, где торжествуют бездушие и ложь, нет места ни любви, ни творчеству.

Интересно, что в романе существуют две карти­ны смерти влюбленных.

Одна из них вполне реалистическая, дающая точную версию ухода из жизни. В тот миг, когда больной, помещенный в 118-й нумер клиники Стра­винского, скончался на своей койке, на другом кон­це Москвы в готическом особняке вышла из своей комнаты Маргарита Николаевна, внезапно поблед­нела, схватилась за сердце и упала на пол.

В плане же фантастическом наши герои выпива­ют фалернское вино и переносятся в мир иной, где им обещан вечный покой. «Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни, — тишиной... Беречь твой сон буду я».

Теперь в нашей памяти они навсегда останутся вместе и после смерти.

А камень с могилы Гоголя глубоко вошел в зем­лю, словно оберегая М. Булгакова и его Маргариту от суетности и житейских невзгод, сохраняя эту всепобеждающую любовь.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.